Государство

Феномен власти

Онлайн библиотека книг, статей, докладов, документов

Форма правления

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Способ организации верховной государственной власти определяется формой правления, под которой также понимаются принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, различают монархии и республики.

Монархия

При монархической форме правления верховная государственная власть осуществляется единолично и передается по наследству. В классическом варианте монархии обладают рядом характерных признаков:

существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

власть монарха суверенна и верховна и включает в себя все три ветви власти;

передача власти монарха по наследству, население к данному акту не имеет никакого отношения;

юридическая безответственность монарха.

Учитывая различные сочетания этих признаков, выделяют несколько видов монархий:

абсолютная монархия: вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть; народ политически пассивен. В современном мире абсолютные монархии остались  преимущественно в странах с традиционными политическими отношениями – Саудовская Аравия, Бруней и некоторые др.

конституционная монархия: власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, что фиксируется в конституции, которую монарх не вправе изменить.

В России абсолютная монархия просуществовала до начала марта 1917 года. 2 марта император Николай II подписал Манифест об отречении. В данном документе император отрекался от власти за себя и своего сына  Алексея – наследника престола – в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича, который на следующий день также  отказался от власти. Это событие положило конец монархическому правлению в России, прервало цепочку престолонаследия династии Романовых и способствовало углублению революционных процессов в стране.

Разновидности конституционной монархии:

парламентская монархия, при которой монарх выполняет представительную функцию; законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству во главе с премьер-министром. В этом случае монарх может номинально сохранять определенные полномочия, однако он пользуется ими только по инициативе правительства или вообще не прибегает к ним. Такие полномочия монарха  предусмотрены в качестве резервных, на случай какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента, на практике, как правило, не применяется (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания и др.);

дуалистическая монархия предполагаетразделение властных полномочий между правительством, формируемом монархом и ответственным перед ним, и парламентом, избираемым народом. Монарх также может обладать правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента и выполнять ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания и др.).

Кроме того, у монархий могут быть определенные особенности. Например, государства, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью являются теократическими (Ватикан). Существуют также выборные монархии – государства, представляющие собой объединение нескольких монархий, главы которых из своей среды выдвигают единого правителя (Малайзия, ОАЭ).

В современном мире монархия – это форма правления, выполнившая свою историческую миссию. В странах Западной Европы и в Британском содружестве монархия –скорее, дань традиции, сохранение преемственности поколений, красивый образ. Свои главные функции по стабилизации общества, легитимации политического режима монархия выполняет в доиндустриальных и частично индустриальных странах Востока. 

Республиканская форма правления

Республика – форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, т.е. источником власти является народ.

Республика обладает рядом характерных признаков:

выборность высших органов государственной власти населением на определенный срок;

разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; институты трех ветвей власти выполняют различные функции по управлению государством;

юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.

Различают три вида республики: президентская, парламентская и смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская).

В парламентской республике единственный демократический законный институт – парламент, правительство находится в зависимости от парламентского вотума доверия. Всенародные прямые тайные и равные выборы решают одновременно вопрос о составе парламента и правительства, которое формируется из членов победившей партии или коалиционно. Глава правительства входит в нижнюю палату парламента и имеет право ее роспуска. Правительство имеет право законодательной инициативы, а в некоторых случаях – право вето на законопроекты (ФРГ).  Президент избирается прямым народным голосованием либо депутатами парламента и выполняет в основном представительские функции (Германия, Венгрия, Польша и др.).

В президентской республике президент – глава государства и одновременно глава исполнительной власти –  наделен значительными конституционными полномочиями. Президент и парламент избираются отдельно прямым голосованием на определенный срок, обладают равной легитимностью ивзаимонезависимы. Конституционно закреплено  жесткое разделение властей. Президент политически ответственен перед народом, а правительство перед президентом. Парламент не имеет права отзыва правительства, но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия. Президент, как правило, не вправе распустить парламент (США), но у него есть право вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов. В то же время парламент вправе выдвинуть обвинения против президента и начать процедуру импичмента.

В смешанной (президентско-парламентской) республикеправительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом. Глава государства – президент, но он не является главой правительства. Президент вправе распускать парламент и объявлять досрочные парламентские выборы в случаях, предусмотренных конституцией. Партийная принадлежность президента, премьера и членов парламентского большинства может не совпадать и может быть необязательной. У президента есть право вето на решения парламента и право законодательной инициативы, кроме того, все законы вступают в силу после подписания их президентом, а его указы и распоряжения также имеют силу закона. У президента и парламента могут быть разные сроки полномочий,

Современная Россия представляет собой тип смешанной республики. Все формальные характеристики данного типа республики зафиксированы в Конституции РФ.

Автор:  Е. Г. Пономарева

Источник:  ЦПМИ\РАПН