Международная безопасность

Международные конфликты и миротворчество

Онлайн библиотека книг, статей, докладов, документов

Модельный закон СНГ "Об участии государства в миротворческих операциях"

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН СНГ «ОБ УЧАСТИИ ГОСУДАРСТВА В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ»

(принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 17 апреля 2004 г. N 23-6)

Настоящий модельный закон (далее - Закон) определяет основания, формы и порядок участия государства - участника СНГ в миротворческих операциях, проводимых в связи с предотвращением, урегулированием и разрешением локальных и региональных конфликтов. Закон носит рекомендательный характер и служит основой для законодательной деятельности государств-участников Содружества Независимых Государств по организации миротворческих операций и участию.

В данном Законе участие в миротворческих операциях трактуется как компонент миротворчества - комплексной деятельности по предотвращению, разрешению, урегулированию и ликвидации последствий локальных и региональных конфликтов, осуществляемой мировым сообществом, региональными организациями, группами государств, отдельными государствами, государственными органами и неправительственными организациями.

Положения настоящего Закона не ограничивают неотъемлемое право государства - участника СНГ на индивидуальную или коллективную самооборону для отражения вооруженного нападения в соответствии со статьей 51 Устава ООН, а также право на военное сотрудничество с другими государствами и международными организациями для обеспечения международной и региональной безопасности.

Государство - участник СНГ самостоятельно определяет целесообразность, масштаб и степень своего участия в миротворческих операциях.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство об участии в миротворческих операциях

1. Порядок участия государства - участника СНГ в миротворческих операциях устанавливается Конституцией государства - участника СНГ, настоящим Законом, другими нормативно-правовыми актами, международными договорами и соглашениями государства - участника СНГ).

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства-участника СНГ являются составной частью законодательства, регулирующего порядок участия в миротворческих операциях. Если международным договором государства - участника СНГ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

3. Государство - участник СНГ при проведении миротворческих операций или участии в коллективных миротворческих операциях руководствуется решениями по вопросам поддержания или восстановления международного мира и безопасности, устранения угрозы миру, нарушений мира или пресечения акта агрессии, принятыми Советом Безопасности Организации Объединенных Наций в соответствии с Уставом ООН и/или международными региональными организациями, полномочия которых признаны ООН соответствующими положениям VIII главы Устава ООН.

Статья 2. Действие законодательства о миротворческих операциях в пространстве

Нормы настоящего Закона применяются при проведении миротворческой операции по урегулированию локальных и региональных конфликтов на территории государства - участника СНГ, независимо от того, является ли оно само участником такой операции, а также в случае участия государства - участника СНГ в миротворческих операциях за пределами его территории.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Законе, имеют следующие значения:

миротворческие операции - систематизированная и организованная деятельность государств и международных организаций, в том числе с участием военного и гражданского персонала, по вмешательству в локальные и региональные конфликты с целью их предотвращения или прекращения и урегулирования, осуществляемая в соответствии с Уставом ООН, решениями региональных организаций, либо в рамках региональных организаций или соглашений, либо на основании двусторонних или многосторонних договоров; миротворческие операции охватывают операции по поддержанию мира, операции по (принудительному) установлению мира и операции по постконфликтному восстановлению мира (миростроительство);

операции по поддержанию мира - миротворческие операции, проводимые на основе положений главы VI Устава ООН с согласия конфликтующих сторон, а в случае вооруженного конфликта немеждународного характера с согласия легитимного политического руководства государства, на территории которого происходит конфликт; осуществляются по мандату ООН, либо региональных организаций, либо в рамках региональных организаций или соглашений государства - участника СНГ, либо на основании двусторонних и многосторонних международных договоров государства - участника СНГ с государством, на территории которого происходит конфликт; как правило, операции по поддержанию мира проводятся при наличии соглашения о прекращении огня или насильственных действий между конфликтующими сторонами и предполагают поддержание и укрепление уже достигнутого мира или предотвращение будущих конфликтов;

операции по установлению мира - миротворческие операции, проводимые на основе положений главы VII Устава ООН, как правило, с элементами принудительных действий, в том числе для пресечения агрессии или действий, угрожающих международному миру и безопасности, совершенных каким-либо государством, либо проводимые при отсутствии согласия на операцию конфликтующих сторон или легитимных властей государства, на территории которого происходит конфликт, на вмешательство со стороны международного сообщества; осуществляются исключительно на основании мандата (резолюции) Совета Безопасности ООН и не могут самостоятельно проводиться региональными организациями, коалициями государств или отдельным государством без прямого делегирования им со стороны Совета Безопасности ООН полномочий на проведение операции;

операции по постконфликтному восстановлению мира (миро-строительство) - миротворческие операции, проводимые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, либо решениями региональных организаций, либо в рамках региональных организаций или соглашений, либо на основании двусторонних или многосторонних договоров и направленные на осуществление комплексных и скоординированных действий по восстановлению инфраструктуры мирной жизни в регионе произошедшего конфликта, включая оказание гуманитарной и экономической помощи, подготовку и проведение выборов и референдумов, воссоздание структур политического и административного самоуправления, демилитаризацию и реабилитацию бывших участников военных действий;

миротворческие операции Организации Объединенных Наций - операции по поддержанию мира и/или установлению мира, проводимые на основании мандата (резолюции) Совета Безопасности ООН как многосторонними контингентами под руководством и контролем ООН, так и коалиционными силами государств при условии прямого делегирования им со стороны ООН полномочий на проведение операции;

миротворческие операции региональных организаций - операции по поддержанию мира, проводимые по решению международной региональной организации, полномочия которой признаны ООН соответствующими положениям главы VIII Устава ООН;

миротворческие операции СНГ - операции по поддержанию мира, проводимые по решению Совета глав государств - участников СНГ в соответствии с Уставом СНГ, военным и гражданским персоналом одного или нескольких государств - участников СНГ на территории государств Содружества;

локальные миротворческие операции - операции по поддержанию мира, проводимые в отсутствие мандата ООН, СНГ или иной региональной организации на основании двусторонних и/или многосторонних международных договоров и соглашений государства - участника СНГ с другими государствами - участниками СНГ.

Глава II. Организация и проведение миротворческих операций

Статья 4. Участие государства - участника СНГ в деятельности по предотвращению или прекращению конфликтов

1. Государство - участник СНГ будет воздерживаться от любого прямого или косвенного вмешательства во внутренние дела государств, на территории которых назревает или возник локальный или региональный конфликт, если иное не предусмотрено международными договорами государства - участника СНГ с такими государствами.

2. Государство - участник СНГ будет воздерживаться от применения силы и угрозы силой в отношениях со всеми государствами, и прежде всего с государствами - участниками СНГ. При возникновении территориальных или иных споров и конфликтов с другими государствами-участниками СНГ государство-участник СНГ будет в первую очередь обращаться к имеющимся в Содружестве Независимых Государств мирным механизмам урегулирования и посредничества.

3. В случае возникновения международного или немеждународного конфликта с участием государства - участника СНГ или его граждан, требующего для своего прекращения и урегулирования международного участия, посредничества или вмешательства, государство - участник СНГ немедленно проинформирует об этом структуры ООН, ОБСЕ и СНГ и примет помощь и (или) посредничество прежде всего от этих организаций, если они будут готовы оказать такую помощь и посредничество.

4. В случае обращения к иным государствам или международным организациям за помощью в проведении миротворческих операций на его территории, государство - участник СНГ незамедлительно проинформирует об этом Совет глав государств СНГ и примет исчерпывающие меры, чтобы проведение таких операций не нанесло ущерба другим государствам - участникам Содружества.

Статья 5. Международно-правовые основания и необходимые условия участия в миротворческих операциях

1. Направление военного и гражданского персонала государства - участника СНГ за пределы его территории в связи с участием в предотвращении и урегулировании локальных и региональных конфликтов осуществляется в следующих случаях:

для участия в миротворческих операциях Организации Объединенных Наций, осуществляемых в соответствии с положениями глав VI и VII ее Устава при наличии решения (резолюции) Совета Безопасности и мандата ООН, а в случаях использования вооруженных сил, предоставляемых в распоряжение Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, также особого соглашения с Советом Безопасности ООН;

для участия в миротворческих операциях региональных организаций, осуществляемых в соответствии с положениями главы VI Устава ООН и не содержащих принудительных действий - при наличии легитимного решения региональных организаций либо в рамках региональных организаций или соглашений государства - участника СНГ, полномочия которых признаны соответствующими положениям главы VIII Устава ООН, а также согласия государства, на территории которого происходит конфликт, на международное вмешательство и помощь в его прекращении и урегулировании;

для участия в миротворческих операциях Содружества Независимых Государств, осуществляемых в соответствии с положениями главы VI Устава ООН - при наличии решения Совета глав государств - участников СНГ, принятого в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, а также согласия государства, на территории которого происходит конфликт, на международное вмешательство и помощь в его прекращении и урегулировании;

для участия в локальных миротворческих операциях, осуществляемых в соответствии с положениями главы VI Устава ООН - при наличии двусторонних или многосторонних международных договоров с государством, на территории которого происходит конфликт, а также согласия последнего на вмешательство и помощь государства - участника СНГ в прекращении и урегулировании конфликта.

2. При отсутствии или неадекватном правовом оформлении перечисленных выше оснований направление за пределы государства - участника СНГ военного и гражданского персонала для участия в миротворческих операциях не допускается.

Статья 6. Формы участия в миротворческих операциях

1. Участие военного и гражданского персонала государства - участника СНГ в миротворческих операциях может включать наблюдение и контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня и других враждебных действий, предупредительные меры, разъединение конфликтующих сторон, разоружение и расформирование их подразделений, посредничество и помощь в организации переговоров, ликвидации последствий конфликтов, производство инженерных и иных работ, содействие в решении проблемы беженцев, оказание медицинской, гуманитарной помощи, выполнение милицейских (полицейских) и других функций по обеспечению безопасности населения и соблюдению прав человека, а также осуществление в соответствии с Уставом ООН международных принудительных действий.

2. Государство - участник СНГ может участвовать в миротворческой деятельности и без предоставления своих вооруженных сил, военного и гражданского персонала, в частности, посредством предоставления продовольствия, медикаментов, иной гуманитарной помощи, средств связи, транспортных средств и других материально-технических ресурсов.

Статья 7. Участники миротворческих операций

1. В состав военного персонала, направляемого (государством - участником СНГ) для участия в миротворческих операциях, могут включаться отдельные военнослужащие, воинские формирования вооруженных сил государства - участника СНГ (воинские части и подразделения с соответствующими вооружением и военной техникой, средствами поддержки и обеспечения), части и подразделения, а также отдельные служащие военизированных подразделений органов внутренних дел и правоохранительных органов, органов по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций, иных государственных служб и структур, имеющих в своем составе военнослужащих.

2. В состав гражданского персонала, направляемого (государством - участником СНГ) для участия в миротворческих операциях, могут включаться гражданские лица, в дипломатическом статусе и без такового, в том числе отдельные представители, группы представителей или подразделения органов и структур законодательной, исполнительной и судебной власти.

3. Военный персонал, включающий воинские формирования вооруженных сил, органов внутренних дел, правоохранительных органов, органов по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций и других военизированных структур, государства - участника СНГ, направляемый для участия в миротворческих операциях, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими службу по контракту. Указанные военнослужащие должны пройти предварительную специальную подготовку.

4. Гражданский персонал государства - участника СНГ для участия в миротворческих операциях комплектуется на добровольной основе. Перед направлением в состав миротворческого контингента гражданский персонал проходит специальную подготовку.

5. Социальная защита участников миротворческих операций и членов их семей обеспечивается в соответствии с законодательством государства-участника СНГ. (Государством - участником СНГ) могут устанавливаться дополнительные социальные льготы и гарантии для участников конкретной миротворческой операции и членов их семей, в том числе определяться особый порядок исчисления трудового стажа и сроков прохождения воинской службы. В случае если международными договорами или соглашениями, в которых состоит государство - участник СНГ, предусматриваются более высокие гарантии социальной защиты участников международных миротворческих операций, чем те, которые предусмотрены национальным законодательством, преимущество имеют нормы соответствующего международного договора или соглашения.

Статья 8. Порядок принятия решений о направлении военного персонала для участия в миротворческих операциях и его отзыве

1. Решение о направлении за пределы территории государства - участника СНГ воинских формирований государства - участника СНГ для участия в миротворческой операции принимается парламентом государства-участника СНГ по представлению президента государства - участника СНГ и является правовой основой использования вооруженных сил и иных воинских формирований государства - участника СНГ в миротворческой операции за пределами территории государства в каждом конкретном случае.

2. Предложение (представление) о направлении воинских формирований для участия в миротворческих операциях, вносимое президентом государства - участника СНГ в парламент государства - участника СНГ, включает сведения о районе действий указанных воинских формирований, об их задачах, общей численности, о типе и составе вооружений, подчиненности, сроке пребывания или порядке его продления, порядке замены и об условиях вывода, а также об устанавливаемых дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим воинских формирований и членам их семей.

Решение парламента государства - участника СНГ о возможности использования вооруженных сил и иных воинских формирований государства - участника СНГ в миротворческой операции за пределами территории государства в каждом конкретном случае может быть принято только при наличии оснований, указанных в статье 5 настоящего Закона.

3. Направление за пределы территории государства - участника СНГ отдельных военнослужащих (не входящих в состав воинских формирований, упомянутых в п. 1 и 2 настоящей статьи) для участия в миротворческих операциях осуществляется на основании решения президента государства - участника СНГ, в котором определяются район действий указанных военнослужащих, их задачи, подчиненность, срок пребывания и порядок замены, а также устанавливаются при необходимости дополнительные гарантии и компенсации указанным военнослужащим и членам их семей. О принятом решении о направлении военнослужащих президент государства - участника СНГ в недельный срок информирует парламент государства - участника СНГ. Парламент сохраняет право отзыва таких военнослужащих в порядке, оговоренном в п. 4 настоящей статьи.

4. Если в связи с изменением международной военно-политической обстановки дальнейшее участие военного персонала государства - участника СНГ в миротворческой операции становится нецелесообразным, решение об отзыве воинских формирований и/или отдельных военнослужащих принимается парламентом государства - участника СНГ по представлению президента государства - участника СНГ или по собственной инициативе парламента, который немедленно информирует о такой инициативе и ее основаниях президента государства - участника СНГ.

Статья 9. Порядок принятия решений о направлении гражданского персонала для участия в миротворческих операциях и его отзыве

1. Решение о направлении за пределы территории государства - участника СНГ на добровольной основе гражданского персонала для участия в миротворческой операции принимается правительством государства - участника СНГ, о чем в недельный срок информируются президент и парламент государства - участника СНГ.

2. Правительством государства-участника СНГ принимаются также решения о предоставлении продовольствия, медикаментов, иной гуманитарной помощи, средств связи и других материально-технических ресурсов, транспортных средств с их экипажами для доставки гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов в рамках миротворческой операции.

3. Правительство государства - участника СНГ определяет район действий указанного гражданского персонала, его задачи, срок пребывания и порядок замены, а также устанавливает при необходимости дополнительные гарантии и компенсации направляемым лицам.

4. Правительством государства - участника СНГ принимается решение об отзыве указанного гражданского персонала, если в связи с изменением международной военно-политической обстановки дальнейшее его участие в миротворческой операции становится нецелесообразным. О принятом решении в недельный срок информируются президент и парламент государства - участника СНГ.

5. Решение об экстренном отзыве гражданского персонала может приниматься парламентом государства - участника СНГ по представлению президента или по собственной инициативе парламента одновременно с решением об отзыве военного персонала в том же порядке, который предусмотрен п. 4 статьи 8 настоящего Закона.

Статья 10. Организация подготовки и обеспечения военного и гражданского персонала, направляемого для участия в миротворческих операциях

1. В целях обучения, специальной подготовки и участия военного персонала в миротворческих операциях в составе вооруженных сил государства - участника СНГ формируется специальный воинский контингент. Порядок формирования, состав и численность указанного контингента определяются президентом государства - участника СНГ.

2. Правительство государства - участника СНГ организует и обеспечивает подготовку, аттестацию, медицинское освидетельствование и обучение военного и гражданского персонала, направляемого для участия в миротворческих операциях, а также устанавливает и обеспечивает предоставление гарантий и компенсаций указанному персоналу, включая обязательное страхование жизни и здоровья, в соответствии с действующим законодательством.

3. Подготовка и оснащение воинских формирований вооруженных сил государства - участника СНГ, направляемых для участия в миротворческих операциях, производятся за счет средств бюджета, выделяемых на оборону. Расходы на содержание военного персонала в период участия в миротворческих операциях предусматриваются в бюджете отдельной статьей. Расходы на подготовку и участие в миротворческих операциях гражданского персонала, а также расходы на обеспечение указанной деятельности продовольствием, медикаментами, иной гуманитарной помощью, средствами связи, транспортными средствами и другими материально-техническими ресурсами предусматриваются в бюджете отдельной строкой в статье расходов на международную деятельность либо отдельной позицией в бюджетах соответствующих министерств и ведомств. Расходование дополнительных средств на указанные цели возможно только после принятия соответствующего закона.

4. Правительство государства - участника СНГ представляет в парламент государства - участника СНГ заключение о необходимых расходах, связанных с предоставлением военного и гражданского персонала для участия в миротворческих операциях, разрабатывает и представляет в парламент государства - участника СНГ проекты законов о выделении на эти цели дополнительных средств с указанием источников их финансирования, а также решает вопросы, относящиеся к возмещению ООН, региональными организациями и отдельными государствами расходов государства - участника СНГ на участие в миротворческих операциях, и вопросы о реализации социальных льгот участников миротворческих операций и членов их семей.

Статья 11. Статус военного и гражданского персонала, направляемого для участия в миротворческих операциях

1. Правовое положение военного и гражданского персонала, предоставляемого государством - участником СНГ для участия в миротворческих операциях, определяется настоящим Законом, мандатом на проведение операции и соглашением, заключаемым правительствами направляющего и принимающего государств о статусе участников операции, если иное не установлено международными договорами государства - участника СНГ.

2. Военный и гражданский персонал, участвующий в миротворческой операции, обязан уважать суверенитет и законодательство государства, на территории которого она проводится, воздерживаться от любых действий, несовместимых с ее целями, не вмешиваться во внутренние дела государства нахождения, не участвовать в политической деятельности и в конфликтах на ее территории, кроме как в рамках мандата миротворческой операции, а также принимать все необходимые меры предосторожности с тем, чтобы избежать потерь среди населения и нанесения ущерба экологической и индустриальной инфраструктуре, объектам исторического и культурного значения.

3. Воинские формирования и военный персонал, предоставляемый государством - участником СНГ для участия в миротворческой операции (а также гражданский персонал, непосредственно входящий в состав воинских формирований), подчиняется командованию миротворческой операции из представителей государств - участников операции или другому командному органу, созданному для руководства миротворческой операцией по решению ООН, региональной организации или межгосударственному соглашению. Персонал поступает в подчинение командованию с момента пересечения границы государства (государств), на чьей территории проводится миротворческая операция.

4. Гражданский персонал, предоставляемый государством - участником СНГ для участия в миротворческой операции, если он не входит непосредственно в состав воинских формирований, подчиняется высшему гражданскому органу (или высшему политическому представителю по урегулированию конфликта), создаваемому (назначенному) по решению ООН, международной организации или на основании межгосударственного соглашения. Данное положение не распространяется на граждан государства - участника СНГ, которые находятся в зоне миротворческой операции в качестве сотрудников или представителей неправительственных организаций, как национальных, так и международных.

5. Военнослужащие, входящие в состав персонала, носят военную форму одежды и имеют знаки различия вооруженных сил государства - участника СНГ. При необходимости по решению командования миротворческой операцией для военного персонала могут устанавливаться особые знаки отличия.

6. Транспортные средства, вооружение и военная техника должны иметь отличительные знаки вооруженных сил государства - участника СНГ. При необходимости по решению командования миротворческой операцией могут устанавливаться особые отличительные знаки для транспортных средств, вооружения и военной техники миротворческих воинских формирований.

7. Установление запретных зон или зон безопасности командованием воинского формирования осуществляется по согласованию с командованием миротворческой операцией.

8. Вопросы юрисдикции и правовой помощи, связанные с пребыванием военного и гражданского персонала государства - участника СНГ на территории иностранного государства при проведении миротворческой операции, регулируются отдельным Соглашением, которое следует заключить между государством, направившим персонал, и государством пребывания. При отсутствии такого Соглашения их разрешение основывается на применении следующих принципов:

при совершении правонарушения лицом, входящим в состав военного или гражданского персонала, оно несет ответственность в соответствии с законодательством государства - участника СНГ;

государство - участник СНГ осуществляет в соответствии с национальным законодательством правовое преследование лиц, входящих в состав военного или гражданского персонала, подозреваемых (обвиняемых) в преступлениях, совершенных по месту проведения миротворческой операции;

при производстве ареста, задержания, других процессуальных действий, а также при оказании правовой помощи государство - участник СНГ руководствуется национальным законодательством и международными договорами;

для осуществления правоохранительной деятельности в состав военного персонала могут вводиться представители соответствующих судов, органов прокуратуры и обеспечения безопасности государства - участника СНГ.

Статья 12. Функции военного и гражданского персонала, участвующего в миротворческих операциях

1. Военный и гражданский персонал, участвующий в миротворческой операции, как правило, используется для:

разъединения враждующих сторон;

стабилизации ситуации и создания безопасной обстановки в регионе конфликта, включая предупредительные меры;

защиты и охраны стратегически важных объектов и сооружений, в том числе установок и сооружений, содержащих опасные силы, а также объектов промышленной инфраструктуры и путей сообщения в регионе конфликта;

оказания посредничества и содействия сторонам конфликта в выработке соглашений и договоренностей по политическому урегулированию, а также об обмене пленными, возвращении беженцев и перемещенных лиц в места постоянного проживания, содействии в решении их проблем;

контроля и проверки соблюдения сторонами конфликта взятых на себя обязательств, таких как соглашение о прекращении огня, ограничение численности и присутствия вооруженных сил в данном районе, вывод из оговоренных районов войск и вооруженных формирований конфликтующих сторон и их демобилизация;

контролирования определенного района, в том числе зоны разъединения;

создания наблюдательных постов и контрольно-пропускных пунктов и осуществления пешего, автомобилизированного и воздушного патрулирования;

мониторинга ситуации в районе конфликта и выполнения функций по обеспечению безопасности населения и соблюдению прав человека; поддержания взаимодействия и связи со сторонами конфликта; охраны и обеспечения безопасности представителей международных организаций, осуществляющих посредничество или наблюдение в ходе урегулирования конфликта;

в отдельных случаях прямого осуществления административных (управленческих, судебно-правовых и др.) функций в регионе конфликта, а также подготовки и проведения выборов, референдумов, решения иных задач пост-конфликтного восстановления мира;

осуществления других функций, оговоренных в мандате на проведение миротворческой операции.

2. Воинские формирования имеют право принимать меры по обеспечению самообороны, собственной охраны и безопасности в соответствии с действующим в вооруженных силах государства - участника СНГ порядком и с учетом приказов и указаний командования миротворческой операцией.

3. В случае участия военного и гражданского персонала государства - участника СНГ в операции по установлению мира (с элементами принудительных действий) по решению Совета Безопасности ООН функции персонала (в дополнение к указанным в п. 1 настоящей статьи) могут включать осуществление боевых действий и применение оружия (силы) в соответствии с мандатом операции и приказами командования миротворческой операцией.

4. В пределах выделенных районов дислокации военный персонал может проводить учения (мероприятия) по оперативной и боевой подготовке, связанные с выполнением поставленных задач. При этом районы, порядок и сроки проведения учений, численность участвующих воинских формирований, маршруты их передвижения, этапы боевой стрельбы, зоны безопасности, экологические и другие вопросы согласовываются командованием воинского формирования с органами командования миротворческой операцией.

Статья 13. Регулирование применения оружия (силы) в миротворческих операциях

1. Лица из состава военного персонала вправе иметь при себе оружие в соответствии с приказами командования воинского формирования. Вне расположения воинских формирований ношение оружия лицами, входящими в их состав, разрешено только при выполнении ими поставленных задач миротворческой операции.

2. При выполнении задач, предусмотренных мандатом миротворческих операций, личный состав миротворческого контингента имеет право применять оружие при следующих обстоятельствах:

в целях обеспечения собственной безопасности и защиты от любых посягательств на его жизнь и здоровье, в порядке осуществления неотъемлемого права на самооборону;

в случае попыток насильственного отстранения личного состава миротворческого контингента от выполнения возложенных на него функций или попыток его разоружения;

для отражения вооруженного нападения незаконных, в том числе террористических, вооруженных групп и формирований, а также для их задержания и разоружения;

для решения задач создания и поддержания зон разъединения и буферных зон между находящимися в стадии вооруженной борьбы формированиями и отдельными вооруженными представителями сторон конфликта;

для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на его жизнь и здоровье в зоне ответственности миротворческого контингента.

3. В случае применения оружия для реализации задач миротворческой операции военный персонал обязан строго соблюдать правила предварительного предупреждения о боевом применении оружия на поражение, при применении оружия должны быть приняты все возможные меры для обеспечения безопасности лиц преклонного возраста, женщин, детей и других гражданских лиц, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления либо совершения нападения, угрожающего жизни личного состава миротворческого контингента и других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение невозможно.

4. В случае участия военного и гражданского персонала государства-участника СНГ в операции по установлению мира для пресечения агрессии и ликвидации угрозы международному миру и безопасности (с элементами принудительных действий) по решению Совета Безопасности ООН военный персонал может применять оружие (силу) в соответствии с мандатом операции и приказами международного командования операцией.

Статья 14. Соблюдение норм международного гуманитарного права в ходе миротворческих операций

1. Военный и гражданский персонал, участвующий в миротворческой операции, обязан соблюдать нормы международного гуманитарного права, прежде всего закрепленные в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года и Дополнительных Протоколах к ним от 8 июля 1977 года, строго следовать нормам и стандартам обеспечения прав и свобод человека.

2. Командование операцией и воинских формирований обязано обеспечить своевременное ознакомление всего военного и гражданского персонала с базовыми принципами и нормами международного гуманитарного права, нормами и стандартами соблюдения прав человека, правовыми регуляциями, касающимися беженцев и перемещенных лиц.

3. Министерство обороны государства - участника СНГ обеспечивает составление и доведение до каждого военнослужащего из состава военного персонала письменной памятки-инструкции с изложением мандата операции, правил взаимодействия с гражданским населением в регионе конфликта и правил применения оружия (силы). В отдельных случаях дополнительно проводится ознакомление персонала с особенностями культурных, религиозных ценностей и традиций населения региона, спецификой гендерных и межвозрастных отношений.

4. Для оказания правовой помощи командованию операцией, инструктирования персонала в целях предупреждения нарушения норм международного гуманитарного права в ходе миротворческой операции в состав персонала включается юридический советник (советники).

Глава III. Особенности отдельных видов миротворческих операций

Статья 15. Особенности участия военного и гражданского персонала, направляемого (государством - участником СНГ), в миротворческих операциях ООН

1. По представлению президента государства - участника СНГ парламент государства-участника СНГ принимает решение о направлении комплектуемых на добровольной (контрактной) основе воинских формирований воздушными, морскими и сухопутными силами для участия и использования в предпринимаемых Советом Безопасности ООН действиях в соответствии со статьей 42 Устава ООН, а также для выполнения принятых (государством - участником СНГ) обязательств по международным соглашениям в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

2. В случае формирования в соответствии со статьей 42 Устава ООН войск ООН для действий по поддержанию или установлению международного мира и безопасности, связанных с применением принудительных мер и использованием военной силы, президент государства - участника СНГ с согласия парламента или по поручению президента правительство государства-участника СНГ ведет переговоры и подписывает на основании статьи 43 Устава ООН соглашение (соглашения) с Советом Безопасности ООН. Такое соглашение (соглашения) определяет численность и род войск, их расположение и степень готовности, характер предоставляемого обеспечения и помощи, включая право прохода, а также порядок предоставления таких войск в распоряжение Совета Безопасности ООН.

3. В случае обращения ООН к (государству - участнику СНГ) или в случае если президент государства - участника СНГ по представлению министерства иностранных дел сочтет целесообразным направление воинских формирований, военного и гражданского персонала в состав международного контингента, создаваемого ООН для проведения миротворческих операций в соответствии с положениями главы VI Устава ООН, без применения принудительных мер, парламент государства - участника СНГ по представлению президента государства - участника СНГ принимает решение о направлении воинских формирований, а правительство - о направлении гражданского персонала для участия в таких операциях. В решениях оговаривается численность миротворческого контингента, сроки пребывания и порядок замены, дополнительные гарантии и компенсации участникам миротворческой операции, тип и состав вооружений направляемых воинских формирований и военного персонала, состав гражданского персонала.

Статья 16. Особенности участия военного и гражданского персонала, направляемого (государством-участником СНГ), в миротворческих операциях региональных организаций

1. По решению региональных организаций либо в рамках региональных соглашений государство - участник СНГ может участвовать в создании сил и средств коллективной безопасности (коллективных миротворческих сил, сил быстрого реагирования, сил быстрого развертывания) и (или) системы резервных соглашений об участии военного и гражданского персонала в миротворческих операциях региональных организаций.

2. По решению региональных организаций либо в рамках региональных соглашений государство - участник СНГ в порядке, установленном настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами, может направлять на территорию государств - участников региональных организаций (соглашений) по их просьбе и по согласованию с ними свой военный и гражданский персонал, в том числе воинские формирования для участия в миротворческих операциях.

3. Решение о непосредственном применении, задачах, составе, численности военного и гражданского персонала, в том числе воинских формирований, местах их дислокации, времени их пребывания на территории государства, куда они направлены, принимается высшим органом региональных организаций (соглашений).

4. Деятельность военного и гражданского персонала, воинских формирований государства - участника СНГ в составе сил и средств коллективной безопасности (коллективных миротворческих сил, сил быстрого реагирования, сил быстрого развертывания) в случае осуществления ими миротворческих функций организуется на основании настоящего Закона и соответствующих международных договоров и соглашений государства - участника СНГ.

Статья 17. Особенности участия военного и гражданского персонала, направляемого государством - участником СНГ, в локальных миротворческих операциях

1. Вооруженные силы, военный и гражданский персонал государства-участника СНГ могут направляться для участия в операциях по поддержанию мира, осуществляемых на основании двусторонних и многосторонних международных договоров или соглашений государства - участника СНГ с государством, на территории которого происходит конфликт, при наличии согласия последнего на вмешательство и помощь со стороны государства - участника СНГ по прекращению и урегулированию конфликта.

2. Государство - участник СНГ не будет допускать применения своих вооруженных сил, военного и гражданского персонала, находящихся на территории другого государства согласно двустороннему или многостороннему международному договору (соглашению), в нарушение принятых на себя обязательств, предусмотренных в таком договоре, а также не допустит выхода за пределы функций и сроков пребывания своего персонала на территории другого государства, предусмотренных в договоре.

3. В случае заключения двустороннего или многостороннего международного договора о предоставлении государством - участником СНГ вооруженных сил, военного и гражданского персонала для участия в миротворческих операциях, этот договор подлежит обязательной ратификации парламентами соответствующих государств - участников СНГ в установленном законом порядке. Выделение финансирования для выполнения обязательств по таким договорам осуществляется в порядке, установленном п. 4 статьи 10 настоящего Закона.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 18. Вопросы организации миротворческих операций, отнесенные к ведению парламента государства - участника СНГ

1. К ведению парламента государства - участника СНГ относятся вопросы направления воинских контингентов и отдельных военнослужащих для участия в миротворческих операциях и отзыва военного и гражданского персонала в соответствии с процедурами, определенными в статьях 8, 9 и 15 настоящего Закона.

2. Парламент государства - участника СНГ проводит парламентские слушания по всем аспектам участия государства - участника СНГ в миротворческих операциях, при необходимости направляет парламентские запросы в органы исполнительной власти по вопросам планирования, финансирования и проведения миротворческих операций.

3. Правительство государства - участника СНГ ежегодно представляет в парламент государства - участника СНГ доклад об участии военного и гражданского персонала государства - участника СНГ в миротворческих операциях, если такое участие имело место. В докладе указываются цели, основания, масштабы и формы участия государства - участника СНГ в операциях, характеризуются фактическое протекание операций и достигнутые результаты, содержится информация об источниках, масштабах и реальном распределении финансирования участия в операциях, о потерях (если таковые имеются), а также формулируются рекомендации относительно продолжения или приостановления участия государства - участника СНГ в конкретных миротворческих операциях.

Источник:  Информационно-правовой портал «Гарант»

http://www.garant.ru/