Теория международных отношений

Школы и направления в международных исследованиях

Онлайн библиотека книг, статей, докладов, документов

Развитие европейских исследований в России: от централизации к сетевому сотрудничеству

Современная Европа, 2017, No4, с. 109-120

УДК 32. 9 Анна БАРСУКОВА1

РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИИ: ОТ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ К СЕТЕВОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

Аннотация. Научная школа европейских исследований в России представляет собой интересный процесс трансформации от узкоспециализированной и закрытой сферы до со- общества с широким спектром исследований и сложившимся сетевым взаимодействием. Цель данной статьи – рассмотреть процесс развития отечественной европеистики через примеры сетевого сотрудничества. Автор рассматривает три этапа развития российских европейских исследований: советский, переходный и современный. Особое внимание уде- ляется основным примерам сетевого сотрудничества: информационные центры ЕС, центры ЕС, кафедры Жана Монне, центры прогрессивных исследований, а также Ассоциация евро- пейских исследований как устойчивая сеть, объединяющая все точки развития европеисти- ки в России. Учитывая междисциплинарность европеистики и, соответственно, методик исследования, при подготовке данной статьи использовался сравнительный и картографи- ческий анализ, количественные методы, метод экспертной оценки, а также case studies. Ключевые слова: европейская интеграция, Европейский Союз, ЕС, европейские иссле- дования, европеистика, сетевое сотрудничество, Россия, Ассоциация европейских исследо- ваний, АЕВИС, Центр ЕС, Информационный центр ЕС, программа Жана Монне, Центр прогрессивных исследований.

Отечественные европейские исследования развивались поступательно: от узкой специализации и закрытости в рамках столичных исследовательских институтов через расширение изучаемого поля и появление региональных центров до выстраи- вания внутрироссийского сетевого сотрудничества и внедрения компаративистско- го подхода. Увеличение количественных показателей (темы, специалисты, а также контакты с ЕС в пограничных регионах) повлекло за собой повышение качества исследований (сближение различных методик, формирование пула российских экс- пертов и его взаимодействие с мировым профессиональным сообществом). В истории отечественной европеистики можно выделить три этапа: советский (1957–1980-е гг.), переходный (1992 – начало 2000-х гг.) и современный (2002 г. – настоящее время), каждый из которых отличается своими особенностями развития [Первый широкий анализ истории российских исследований процессов европей- ской интеграции и политики ЕС предпринят: Авдонин, 2006]. Прежде чем перейти к подробной характеристике этих этапов, необходимо ос- тановиться на терминологической составляющей. В научном дискурсе для анализа

© Барсукова Анна Владимировна ‒ к.ист.н., доцент, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград. Адрес: 236016, Россия, г. Кали- нинград, ул. А. Невского, д. 14. E-mail: anna.barsoukova@gmail.com

Анна 110

Барсукова

процессов, происходящих в современной Европе, присутствуют, и зачастую сме- шиваются, сразу несколько понятий: “исследования ЕС”, страновые исследования Европы и “европейские исследования”. Это касается не только отечественной на- учной школы, но и зарубежной.

Подобное разнообразие вполне объяснимо и исходит из особенностей истори- ческого развития и постепенного расширения европейского объединения. Исследо- вания Европейского Союза в том виде, в котором он сейчас существует, географи- чески охватывают практически всю Европу. Однако изучение интеграционных процессов и институциональной составляющей, безусловно, не позволяет понять развитие современной Европы в полном объёме. В свою очередь, внутристрановые исследования – это особое направление, посвященное отдельным странам Европы (Германия, Франция и т.д.), но не всегда затрагивающее процессы европейской ин- теграции. Не стоит путать изучение развития всех европейских процессов и с меж- дународными исследованиями. Поэтому именно термин “европейские исследова- ния”, который включает в себя весь спектр развития Европы (и в том числе инте- грационные процессы), является самым точным для этого научного направления. В данной статье мы опираемся на определение, данное Франсисом МакГоаном, профессором Сассекского европейского института, который охарактеризовал евро- пейские исследования как “широкое понимание Европы в её культурных, экономи- ческих, политических и социальных смыслах” [McGowan, 2008: 4.]. Термин “евро- пеистика” используется в статье как синоним.

Советский этап европейских исследований (1957–1980-е гг.): становление европеистики Датой зарождения отечественных европейских исследований принято считать 1957 г., когда в преддверии подписания Римских договоров в журнале “Новое вре- мя” состоялось открытое обсуждение проекта европейского экономического объе- динения [Борко, 1998.]. Первым научным центром, который специализировался на изучении этого процесса, стал Институт мировой экономики и международных от- ношений (ИМЭМО) [Черкасов, 2004; Гутник, 2006.]. В 1973 – 1976 гг., несмотря на отсутствие официальных отношений между ЕЭС и СССР, состоялось несколько встреч между представителями Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Ев- ропейского экономического сообщества (ЕЭС), что дало новый импульс изучению процессов экономической интеграции и развитию европеистики. В это время соз- даются новые центры исследований этих процессов в Институте научной информа- ции общественных наук (ИНИОН) АН СССР, а также в МГУ им. М. В. Ломоносова и МГИМО МИД СССР.

1980-е годы, с одной стороны, были ознаменованы ухудшением политического климата в Европе, и контакты между СЭВ и ЕЭС были прерваны. С другой сторо- ны, в ЕЭС начался этап углубления интеграции в экономической, политической и институциональной сферах. В советской европеистике появляется новое направле- ние исследований – политическая интеграция и её институциональная составляю- щая [Барановский, 1983; Западноевропейская интеграция, 1985].

С выдвижением концепций “нового политического мышления” и “общего евро- пейского дома” в СССР открылись широкие перспективы развития европейских исследований, активизации международного научного общения, освоения новой Современная Европа, 2017, No4

Развитие европейских исследований в России: от централизации к сетевому ...

Современная Европа, 2017, No4

111

для советской общественной науки методологии. В 1987 г. в рамках АН СССР был создан Институт Европы1. В 1988 г. были установлены дипломатические отноше- ния между Советским Союзом и Европейским сообществом, что отразилось и на развитии отечественной европеистики. Перед ней теперь встала принципиально новая научная и практическая задача – изучать интеграционные процессы в Европе в контексте новой советской внешнеполитической стратегии.

Переходный этап развития европеистики (1992 – 2000-е гг.): формирование сетевого сотрудничества Во многом этот этап развития европейских исследований в России был связан с изменениями политического ландшафта. В 1991 г. в Москве открылось Представи- тельство Европейской комиссии в России, в 1992 г. был создан Европейский Союз, в 1994 г. было подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, которое че- рез три года вступило в силу. ЕС начинает активную политику “мягкой силы” в России. Сами европейцы считают, что эта политика “не дала желаемого результата на практике и не распространила своё влияние на другие секторы” [Botonero, 2013], но нельзя не отметить, что её образовательная и научная компоненты во многом способствовали развитию отечественных европейских исследований.

Европеистика стала одной из немногих научных дисциплин, получившей в 1990-х гг. особый импульс. Освобождение от идеологического давления, которое коснулось всех общественных наук, повлекло за собой расширение методологиче- ской и источниковедческой базы. Началось изучение всех аспектов европейской интеграции: от истории до сценариев политического объединения. Много внимания уделялось информационной работе и ознакомлению широкой аудитории с тем, что представляет собой Евросоюз. Устанавливались и развивались связи с междуна- родным исследовательским сообществом, а также контакты с европейскими поли- тическими и общественными деятелями, с руководителями и сотрудниками выс- ших органов ЕС.

Одним из показателей качественного развития европейских исследований в этот период стало появление сетевого сотрудничества как инструмента, который помо- гает достичь “синергетического эффекта за счёт объединения комплементарных компетенций и ресурсов партнёров, ускорить процесс согласования и принятия многосторонних решений, повысить оперативность реагирования на нововведения и изменения внешней среды, организовать систему информационно- консультационной взаимопомощи и стать основой для длительных доверительных отношений” [По: Меликян, 2014: 100].

Первым примером сетевого сотрудничества в российской европеистике стало взаимодействие в рамках Ассоциации европейских исследований (АЕВИС)2, кото- рая была создана в 1992 г. как объединение исследователей “для содействия разви- тию изучения проблем Европы”. Постепенно расширялось количество её членов, в том числе за счет развития региональных школ, которые всё чаще становились площадкой для организации конференций и семинаров и участвовали в реализации

1 2 Институт Ассоциация Европы европейских РАН. Режим исследований. доступа: http://www.instituteofeurope.ru/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aevis.ru/

112

Анна Барсукова

научно-исследовательских проектов. АЕВИС стала одним из соучредителей Все- мирного объединения европейских исследований (ECSA-World1). Её участие в ме- ждународном сетевом партнёрстве стало своего рода признанием российской шко- лы европейских исследований в мире. Создание официального специализированно- го сообщества можно считать началом профессионального оформления европей- ских исследований в России. В настоящее время ассоциация насчитывает 26 отде- лений и представлена во многих регионах России (Карта 1).

Карта 1. Члены Ассоциации европейских исследований

Примером зарождавшегося информационного сотрудничества могут служить центры европейской документации (позже они были переименованы в информаци- онные центры ЕС). Первый такой центр был создан в сентябре 1991 г. по соглаше-

1 European Community Studies Association. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecsaworld.eu/

Современная Европа, 2017, No4

Развитие европейских исследований в России: от централизации к сетевому ...

Современная Европа, 2017, No4

113

нию с представительством Европейской комиссии в России при Институте Европы РАН. К концу 1990-х гг. их стало несколько. В задачи входило создание научно- информационной базы по европейским исследованиям, пополнение библиотечного фонда, формирование площадки для дискуссий и публикация информационно- аналитических материалов, освещающих деятельность Европейского Союза и со- трудничество Россия – ЕС. Результаты работы обсуждались на периодических встречах. Центры, которых в настоящее время насчитывается 12 (карта 2) и кото- рые потеряли свою актуальность в связи с развитием Интернета, до сих пор, одна- ко, остаются устойчивой контактной точкой для развития европеистики во многих университетах.

Карта 2. Информационные Центры ЕС

Анна 114

Барсукова

Российская европеистика в XXI веке: экспертный (2002 и г. компаративистский – настоящее время) подходы В начале нового столетия в ЕС произошли два крупнейших события. В 2002 г. было завершено создание экономического и валютного союза с единой валютой евро, в который вошли 12 из 15 государств‒членов ЕС. В 2004 – 2007 гг. количест- во стран‒членов Европейского Союза выросло с 15 до 27. Интеграция перестала быть западноевропейской и превратилась в реально европейскую и её границы впервые приблизились к российским. В это же время в мире активизируются суще- ствующие и появляются альтернативные интеграционные объединения [В том чис- ле БРИКС. В ноябре 2001 г. была опубликована аналитическая записка банка Goldman Sachs Джима О’Нила “Кирпичи для новой экономики”: O’Neill, 2001]. Пе- ред российскими учеными-европеистами открылись новые пространства исследо- ваний, встали новые проблемы. С одной стороны, возникла необходимость в разви- тии экспертного сообщества по региональной и зачастую прикладной проблемати- ке; с другой стороны, встала задача сравнительного изучения интеграционных про- цессов.

Целый ряд совместных российско-европейских проектов (преимущественно в рамках программы ТЕМПУС1) был реализован в регионах, что стимулировало формирование и развитие школ европейских исследований во многих университе- тах с учётом местной специфики. Появились новые темы исследований, в том чис- ле визовый вопрос [Смена тематик исследования очень хорошо прослеживается в работе: Романова, 2015]. После подписания “дорожных карт” в 2005 г. в рамках стратегического партнёрства появляются новые сферы сотрудничества: общего экономического пространства, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, а также науки и образования, в рамках которых тоже формируются новые направления исследований.

В российском научном поле европейское объединение становится не единст- венным объектом изучения интеграционных процессов. Стали активно исследо- ваться североамериканская, восточноазиатская и латиноамериканская модели инте- грационного развития [Одна из самых фундаментальных работ того времени, в ко- торой рассматривается феномен интеграции в широком контексте: Шишков, 2001]. В это время появляется новый российско-американский сетевой проект – межре- гиональные институты общественных наук (МИОН)2. Европейский кейс изучался в том числе в Калининграде, в Балтийском МИОНе (2004 – 2009 гг.) в рамках тема- тики “Россия и Европа: прошлое, настоящее, будущее”. Внедрение компаративист- ских подходов в европейских исследованиях в России стало отражением общеми- ровых тенденций в интеграционных исследованиях, когда появился “запрос на соз- дание теорий..., доказывающих недостаточность европейского опыта как основы универсальной концепции международной интеграции” [Байков, 2010].

1 Например, проект “Россия и Европейский Союз: инициатива по введению Европейского измерения в учебные программы Калининградского государственного университета” (‘Russia and the EU – an Innovative Curriculum Development Initiative to Introduce a European 2 Dimension Межрегиональные at Kaliningrad исследования State University’) в общественных (2004 – 2007). науках. Режим доступа: http://www.ino- center.ru/news/n127.html и http://mion.tsu.ru/conceptmion Современная Европа, 2017, No4

Развитие европейских исследований в России: от централизации к сетевому ...

Современная Европа, 2017, No4

115

Подписание “дорожных карт” повлекло за собой запуск целого ряда новых про- ектов и инструментов сотрудничества в области науки и образования, направлен- ных в том числе на развитие сетевого сотрудничества европейских исследований в России. В 2006 г. был создан Европейский учебный институт (ЕУИ) при МГИМО(У) МИД России1, целью которого стала организация учебных программ для российских госслужащих и представителей бизнес-структур в области права, политики и экономики Евросоюза. В 2008‒2016 гг. ЕС распространил на Россию действие программы академической мобильности Эразмус Мундус: “Тройное “И”: Интеграция, Интеракция, Институты”2 и “Аврора: на пути к современному и инно- вационному высшему образованию”3. Эти программы способствовали обновлению как контактной сетки, так и направлений сотрудничества. Появление ведущих ев- ропейских вузов в партнёрской сети расширило возможности международной коо- перации российских школ европеистики. Был опубликован ряд совместных науч- ных статей, проведена серия совместных лекций, семинаров, курсов повышения квалификации. Были также сделаны попытки реализации совместных бакалавр- ских, магистерских и аспирантских программ в области европейских исследований. Особым этапом в развитии сетевого сотрудничества отечественной европеисти- ки стали российско-европейские центры ЕС, которые были созданы в шести горо- дах: Санкт-Петербурге (Центр европейских исследований – Центр ЕС), Калинин- граде (Центр ЕС EU4U), Петрозаводске (Центр ЕС в Баренц-регионе России), Каза- ни (Приволжский международный центр европейских исследований VOICES), Том- ске (Центр ЕС в Сибири), Ростове-на-Дону (Центр ЕС на юге России). За период своей деятельности с 2010 по 2014 г. они провели ряд конференций4, семинаров, летних школ, курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих и выездных заседаний АЕВИС. Вместе с ЕУИ Центры ЕС создали сеть точек развития российской европеистики (Карта 3).

Центры ЕС стали частью мировой сети5, которая объединяла США (самая большая концентрация центров), Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Японию, Южную Корею, Сингапур и Тайвань, Россию, Гонконг и Макао. Их главной зада- чей было изучение Европейского Союза через образовательную, исследователь- скую и социально ориентированную активность6. Много внимания в этом проекте уделялось взаимоотношениям ЕС и той страны, где находился центр, а также внут- ристрановому сетевому сотрудничеству.

Именно в этот период развития российских европейских исследований проис- ходит активное взаимодействие основных на тот момент сетевых партнёров: ин- формационных центров ЕС, АЕВИС и сети центров ЕС (включая ЕУИ). Объедине-

1 Европейский учебный институт при МГИМО(У) МИД России. Режим доступа: 2 3 http://mgimo.ru/study/faculty/esi/ TRIPLE AURORA I: Integration, - Interaction, Institutions. Towards Modern and Режим доступа: www.utu.fi/iii Innovative Higher Education. Режим доступа: 4 http://www.utu.fi/en/sites/em-aurora Не менее шести крупных конференций (более 100 участников на каждой) в год, которые 5 включили European все основные Union тематики российских европейских исследований. Centres [Электронный ресурс]. Режим доступа: 6 http://www.eeas.europa.eu/eu-centres/index_en.htm Англ. – Outreach activity.

116

Анна Барсукова

ние всех флагманских точек в российском научном пространстве в единую сеть стало своего рода оценкой эффективности (value added) деятельности центров ЕС, а также дало синергетический эффект в развитии российской европеистики, которая объединила академический, университетский, правительственный и неправитель- ственный секторы в данной области исследований.

Карта 3. Европейский учебный институт при МГИМО(У) МИД России и Центры ЕС (2010 – 2014 гг.)

С изменениями в программе Эразмус Мундус и её трансформацией в “Эразмус +” в 2015 г. появились центры прогрессивных исследований1 и в чуть более узком формате – кафедры Жана Монне2 (карта 4). Программа призвана стать “эффек-

1 Англ. – Centre of Excellence. 2 Стоит отметить, что первая кафедра Жана Монне в России появилась в 2001 г. в Институте Европы. Её возглавил заведующий отделом европейской интеграции проф. Ю. А. Борко.

Современная Европа, 2017, No4

Развитие европейских исследований в России: от централизации к сетевому ...

117

тивным инструментом содействия развитию человеческого и социального капитала в Европе и за её пределами” через “использование, распространение и развитие ра- нее достигнутых результатов; продвижение новых идей и привлечение новых уча- стников из сферы труда и гражданского общества; развитие нового сотрудничест- ва”1. Помимо уже давно существующих центров исследований новая сеть включила как те, где уже был наработан определённый опыт, но не было организационной точки развития европеистики (например, Московский государственный юридиче- ский университет им. Кутафина, Иркутский государственный университет, По- волжский государственный технологический университет), так и совершенно но- вые (Московский городской педагогический университет, Донской государствен- ный технический университет, Кемеровский государственный университет).

Выводы Европейские исследования в России прошли длительный этап становления. В Советском Союзе научное сообщество не сразу восприняло интеграционные процессы как самостоятельное явление, что сказалось и на относительно позднем

1 По материалам официального сайта Национального офиса Erasmus + в России. Режим дос- тупа: http://erasmusplusinrussia.ru/index.php/ru/ Современная Европа, 2017, No4

Карта 4. Центры прогрессивных исследований и кафедры Жана Монне (с 2015 г. по настоящее время)

Анна 118

Барсукова

формировании отечественной школы европеистики. Долгое время на этом направ- лении науки наблюдалась жесткая централизация и узость специализации. Напро- тив, зарубежные школы европеистики начали формироваться параллельно процес- су интеграции, что объяснялось необходимостью анализа тех процессов, которые происходили в Европе [Gerbet, 1995]. Зарубежные исследования отличались разно- образием направлений и методологии анализа, систематизацией информации1, а также развитием сетевого сотрудничества зарубежных школ2 как показателя зрело- сти исследовательской кооперации.

Как и любое другое направление общественной прикладной науки, затраги- вающее внешнее сотрудничество, европейские исследования зависят от уровня и состояния отношений, которые складываются между субъектами, входящими в зо- ну исследований. С целым рядом политических изменений в Европе и в России в 1990-х гг., с проявившимися отличиями в концепциях мирового развития, отечест- венные европейские исследования начинают формироваться в самостоятельную научную школу. В этот период происходит их децентрализация и расширяется внутреннее и внешнее сотрудничество. Развитию основных практик сетевого объе- динения в российском научном пространстве способствовало участие в реализации совместных с ЕС программ академической и научной кооперации.

Большую роль в развитии европейских исследований в современной России сыграло расширение границ ЕС. Исследования обрели не только чисто теоретиче- ское, но и важное прикладное значение, особенно в приграничных с Европейским Союзом российских регионах. С появлением новых примеров региональной инте- грации развиваются и вариативные научные проекты, которые рассматривают ев- ропейское объединение с компаративистикой точки зрения, что расширило дисци- плинарное поле российской европеистики, сегментировало пул исследователей и способствовало специализации. Так, уже в 2010-х годах предметом научной дис- куссии становится сравнительный анализ интеграционных практик и возможностей их объединения (в том числе “интеграции интеграций”3). Расширение методологии исследований, включение междисциплинарного подхода содействовало изменени- ям в экспертном сообществе, междисциплинарному трансферу знаний, развитию сотрудничества всех секторов науки и эффективной коммуникации в оба направле- ния по линии центр – регион.

В условиях меняющейся картины миры [Кортунов, 2017], продолжающейся глобализации, появления альтернативных сценариев интеграции мировая европеи- стика в целом и отечественная школа как её часть не теряют своей актуальности, а приобретают новый формат. Каковы основные формулы успеха имеющихся дости-

1 В этом контексте отдельного внимания заслуживает, например, платформа по исследова- ниям европейской интеграции CVCE, которую в настоящее время курирует Университет Люксембурга и которая включает в себя большой объём материалов как первичных доку- ментов, так и аналитику. Режим доступа: http://www.cvce.eu (доступен также по прежнему 2 адресу В настоящее www.ena.lu) время имеется сразу несколько ассоциаций по изучению европейских иссле- дований. См., например: http://www.ies.be/, https://councilforeuropeanstudies.org, 3 https://www.eustudies.org, Например, http://www.nouvelle-europe.eu/, http://eucnetwork.org.nz/ 10 июня 2015 г. в БФУ им. И. Канта состоялась международная конференция “Европейский Союз и Евразийский экономический союз: перспективы “интеграции инте- граций””. Режим доступа: https://www.kantiana.ru/news/142/155623/ Современная Европа, 2017, No4

Развитие европейских исследований в России: от централизации к сетевому ...

Современная Европа, 2017, No4

119

жений и как выглядят перспективы европейской интеграции? Станет ли Европей- ский Союз самостоятельным актором мировой политики? И, наконец, каков алго- ритм выстраивания конструктивных отношений России и ЕС в новых условиях раз- вития мира? Помочь ответить на эти и другие вопросы сможет профессиональное сообщество экспертов, объединенное в сеть, имеющую широкую базу контактов, ак- кумулирующую достижения всех российских школ европеистики в неё входящих и обладающих инструментами для дальнейшего развития. Учитывая имеющийся опыт, при условии успешной адаптации к меняющимся условиям, АЕВИС имеет все шан- сы стать площадкой развития отечественных европейских исследований.

Список литературы Авдонин В.С. (2006). Российские исследования политики Европейского Союза. Рязань: Изд-во РГУ. Байков А. (2010). Библиография сравнительной интеграции в 2000-х годах. Международные про- цессы, Т.8. No1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intertrends.ru/twenty-second/006.htm (дата обращения: 30.06.2017)

Барановский В. Г. (1983). Политическая интеграция в Западной Европе. М., Наука. Барсукова А.В. (2008). Европейские исследования в СССР и России, с. 131 – 139. Ретроспектива, No3. Борко Ю.А. (1998). Эволюция взглядов на европейскую интеграцию в СССР и России: политиче- ский и научный подходы. // Сорок лет Римским договорам: европейская интеграция и Россия. Санкт- Петербург, Петрополис.

Гутник В., Хесин Е. (2006) Европейские исследования: сохранение традиций и новаторские под- ходы. Мировая экономика и международные отношения, No4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/doc/9555895;jsessionid=aaaf5eyntuM9LfyLgLKOv (дата обращения: 30.06.2017)

Западноевропейская интеграция: политические аспекты / Отв. ред. Н. С. Кишилов (1985). М., Наука. Исламов Т.М. (2003) Европейские историки о европейской истории // Новая и новейшая история, No5, С. 3 – 22.

Кортунов А.В. (2017) От постмодернизма к неомодернизму, или Воспоминания о будущем // Рос- сия в глобальной политике. Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Ot-postmodernizma-k- neomodernizmu-ili-Vospominaniya-o-buduschem-18552 (дата обращения: 30.06.2017)

Меликян А.В. (2014) Основные характеристики международных сетей университетов // Вопросы образования, No3.

Романова Т.А. (2015) Исследования отношений России и Евросоюза в нашей стране и за рубежом (1992 – 2015 гг.). Современна Европа, No5 (65).

Черкасов П.П. (2004). ИМЭМО. Портрет на фоне эпохи. М., Весь мир. Шишков Ю.В. (2001) Интеграционные процессы на пороге XXI в.: почему не интегрируются страны СНГ? М., III тысячелетие.

Botonero E. M. R. (2013) EU Higher Education as Soft Power in Neighboring Countries: A projection of Influence by Compelling Means // European Consortium for Political Research. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ecpr.eu/Events/PaperDetails.aspx?PaperID=3146&EventID=5 (дата обращения: 30.06.2017)

Gerbet P. (1995) La France et l’intégration européenne. Essai d’historiographie. Berne, Peter Lang. McGowan F. (2008) The Contrasting Fortunes of European Studies and EU Studies: Grounds for Recon- ciliation? / Sussex European Institute // Режим доступа: https://www.sussex.ac.uk/ webteam/gateway/file.php?name=sei-working-paper-no-99.pdf&site=266 (дата обращения: 30.06.2017)

O’Neill J. (2001) Building Better Global Economic BRICs // Global Economics. Paper No 66. Режим доступа: http://www.goldmansachs.com/our-thinking/archive/archive-pdfs/build-better-brics.pdf

References Avdonin V.S. (2006). Rossiiskie issledovaniya politiki Evropeiskogo Souza. Ryazan., Isd-vo RGU.

Анна 120

Барсукова

Baikov А.A. (2010). Bibliographiya sravnitelnoi integracii v 2000-kh godakh. Mezhdunarodnye proc- essy, Т.8. No1. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.intertrends.ru/twenty-second/006.htm (data obrascheniya: 30.06.2017)

Baranovskii V.G (1983). Politicheskaya integraciya v Zapadnoi Evrope. М., Nauka. Barsukova A.V. (2008). Evropeiskie issledovaniya v SSSR i Rossii, s. 131 – 139. Retrospektiva, No3. Borko U.A. (1998). Evolutsiya vzglyadov na evropeiskuyu integratsiu v SSSR i Rossii: politicheskii i nauch- nyi podkhody // Sorok let Rimskim dogovoram: evropeiskaya integratsiya i Rossiya. Sankt Peterburg, Petropolis.

Gutnik V., Khesin E. (2006). Evropeiskie issledovaniya: sokhranenie tradicii I novatroskie podkhody. Mirobaya ekonomika I mezhdunarodnye otnosheniya, No4. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://dlib.eastview.com/browse/doc/9555895;jsessionid=aaaf5eyntuM9LfyLgLKOv (data obrascheniya: 30.06.2017)

Zapadnoevropeiskaya integratsiya: politicheskie aspekty / Otv. red. N.S. Kishilov (1985). М., Nauka. Islamov T.M. (2003). Evropeiskie istoriki o evropeiskoi istorii // Novaya i noveishaya istoriya, No5, S. 3 – 22. Kortunov A.V. (2017) Ot postmodernisma k neomodernismu, ili Vospominaniya o buduschem // Rossiya v globalnoy politike. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa:http://www.globalaffairs.ru/number/Ot- postmodernizma-k-neomodernizmu-ili-Vospominaniya-o-buduschem-18552 (data obrascheniya: 30.06.2017)

Melikyan A.V. (2014) Osnovnye kharakteristiki mezhdunarodnykh setei universitetov // Voprosy obra- zovaniya, No3.

Romanova Т.А. (2015) Issledovaniya otnoshenii Rossii I Evrosouza v nashei strane I za rubezhom (1992 – 2015 гг.). Sovremennaya Evropa, No5 (65).

Cherkasov P.P. (2004). IMEMO. Portret na fone epokhi. М., Ves mir. Shishkov U.V. (2001). Integratsionnye processy na poroge XXI в.: pochemu ne integriryutsya strany SNG? М., III tysyacheletie.

Botonero E. M. R. (2013) EU Higher Education as Soft Power in Neighboring Countries: A projection of Influence by Compelling Means // European Consortium for Political Research. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ecpr.eu/Events/PaperDetails.aspx?PaperID=3146&EventID=5 (дата обращения: 30.06.2017)

Gerbet P. (1995) La France et l’intégration européenne. Essai d’historiographie. Berne, Peter Lang. McGowan F. (2008) The Contrasting Fortunes of European Studies and EU Studies: Grounds for Recon- ciliation? / Sussex European Institute // Режим доступа: https://www.sussex.ac.uk/ webteam/gateway/file.php?name=sei-working-paper-no-99.pdf&site=266 (дата обращения: 30.06.2017)

O’Neill J. (2001) Building Better Global Economic BRICs // Global Economics. Paper No 66. Режим доступа: http://www.goldmansachs.com/our-thinking/archive/archive-pdfs/build-better-brics.pdf

Development of European studies in Russia: from centralisation to networking Author. Barsukova A. Candidate of Science (History), Associate professor of Immanuel Kant Baltic Federal University. Kaliningrad, Russia. E-mail: anna.barsoukova@gmail.com

Abstract. The evoluton of the scientific school of European studies in Russia is an interesting process of transformation from narrowly-specialised and closed community to the society with wide specialisation pro- file and developed network. The purpose of the article is to examine the development process of European studies in Russia through the cases of networking cooperation. The author defines three periods of the history of the European studies in Russia: Soviet, transitional and contemporary. The article exemplifies the cases of networking cooperation in Russian European studies: European Information Centres, EU Centres, Jean Mon- net Chairs, Centres of Excellence as well as the Association of European Studies as a sustainable network uniting key units of development in this sphere. The author bases her research on the multidiscipline nature of European studies, the cartographic and comparative analysis, quantitative methods, the method of expert evaluation and case studies.

Key words: European integration, European Union, EU, European studies, networking cooperation, Russia, Association of European Studies, AEVIS, EU Centre, EU Information Centre, Jean Monnet Pro- gramme, Centre of Excellence.

____________________________________________

Современная Европа, 2017, No4