Невоенные аспекты международной безопасности
Онлайн библиотека книг, статей, докладов, документов
Россия и глобальная проблема водных ресурсов
РОССИЯ И ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Общая оценка состояния мировых водных ресурсов
Постоянный рост населения, чрезмерная эксплуатация водных ресурсов, неконтролируемое потребление воды в городах, промышленное загрязнение, интенсификация сельскохозяйственного производства, глобальные климатические изменения, а также природная ограниченность пресноводных ресурсов, которые составляют лищь всего лишь 2,5% общего мирового объема воды – являются основными причинами нарастания кризиса водных ресурсов в мире.
Вода затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности – от сельскохозяйственного и промышленного развития до политических и гуманитарных процессов. Нехватка воды оказывает значительное влияние на сельское хозяйство, которое является основным потребителем водных ресурсов (70% всего отбора воды). Годовое потребление воды на промышленные нужды в мире, составлявшее 725 км³ в 1995г., предположительно вырастет до 1 170 км³ к 2025г. и составит примерно 24% суммарного водопотребления.
Другой важной проблемой, особенно в развивающихся странах, является обеспечение населения канализацией – отводом бытовых сточных вод с территории населенных пунктов. В городах на начало второго десятилетия XXI века проживает половина мирового населения, а к 2030г. этот показатель вырастет до 2/3 населения планеты. В социальном и медицинском аспектах важны не только обеспеченность и количество питьевой воды, но и качество ее регенерации и очистки.
Последствия глобального потепления приводят к увеличению числа и масштабов опасных явлений, связанных с водными объектами – паводков (половодий), засух и маловодий. Таяние ледников и как следствие подъем уровня Мирового океана может поставить под угрозу условия жизни почти трети населения Земли.
Вода стала одним из главных лимитирующих факторов экономического развития многих стран и отдельных регионов, поскольку рост мирового потребления воды, наряду с увеличивающимся уровнем ее загрязнения, приводит к росту числа стран, в которых снижается доступность водных ресурсов. Климатические изменения также будут усиливать контрасты, в особенности засухи и наводнения, которые будут более интенсивными. Все это будет порождать новые конфликты вокруг воды как внутренние, так и международные.
Страны мира обеспечены водными ресурсами крайне неравномерно . Наиболее обеспечены водными ресурсами следующие страны: Бразилия (8 233 км3), Россия (4 508 км3), США (3 051 км3), Канада (2 902 км3), Индонезия (2 838 км3), Китай (2 830 км3), Колумбия (2 132 км3), Перу (1 913 км3), Индия (1 880 км3), Конго (1 283 км3), Венесуэла (1 233 км3), Бангладеш (1 211 км3), Бирма (1 046 км3).
39 стран мира получают большую часть необходимой им воды из-за границы. Об этом говорится в докладе Программы развития ООН (ПРООН) о развитии человека за 2006 год, который был посвящен проблеме доступа к воде. Среди зависимых от чужих водных источников стран находятся такие близлежащие к России страны, как : Азербайджан, Латвия, Словакия, Узбекистан, Туркменистан, Украина, Хорватия, Молдова, Румыния.
Учитывая неравномерность распределения не толлько водных ресурсов, но и народонаселения, больше всего водных ресурсов на душу населения приходится в Французской Гвиане (609 091 м3), Исландии (539 638 м3), Гайане (315 858 м3), Суринаме (236 893 м3), Конго (230 125 м3), Папуа Новой Гвинее (121 788 м3), Габоне (113 260 м3), Бутане (113 157 м3), Канаде (87 255 м3), Норвегии (80 134 м3), Новой Зеландии (77,305 м3), Перу (66 338 м3), Боливии (64 215 м3), Либерии (61 165 м3), Чили (54 868 м3), Парагвае (53 863 м3), Лаосе (53 747 м3), Колумбии (47 365 м3), Венесуэле (43 8463), Панаме (43 502 м3), Бразилии (42 866 м3), Уругвае (41 505 м3), Никарагуа (34 710 м3), Фиджи (33 827 м3), Центральной Африканской Республике (33 280 м3), России (31 833 м3). Меньше всего водных ресурсов на душу населения приходится в Кувейте (6,85 м3), Объединённых Арабских Эмиратах (33,44 м3), Катаре (45,28 м3), на Багамах (59,17 м3), в Омане (91,63 м3), Саудовской Аравии (95,23 м3), Ливии (95,32 м3).
В среднем на Земле, на каждого человека приходится 24 646 м3 (примерно 24.650.000 литров) воды в год.
Немногие страны мира, богатые водными ресурсами, могут гордиться тем, что имеют "в своём распоряжении" бассейны рек, не разделённые территориальными границами. Многие крупные реки протекают по территории нескольких стран. Пример - самый большой приток Оби – Иртыш, который на протяжении более 500 км протекает по территории Китая, пересекает государственную границу и около 1800 км течет по территории Казахстана, далее протекает около 2000 км по территории России, пока не впадает в Обь. Согласно международным договорённостям, Китай может отбирать половину годового стока Иртыша для своих нужд, Казахстан половину от того, что останется . В результате водоотбор сильно влияет на полноводность российского участка Иртыша (в том числе и на гидроэнергоресурсы). В настоящее время Китай ежегодно лишает Россию двух млрд. км3 воды. Водообеспеченность стран зависит от того, находятся ли истоки рек или участки их русел за пределами страны.
В докладе ПРО ООН отмечается, что Молдова, Румыния, Венгрия, Туркменистан и еще порядка десяти стран мира более 75% своих водных ресурсов получают из внешних источников. Азербайджан, Латвия, Словакия, Узбекистан и Украина получают из-за границы 50% необходимой им воды. Авторы доклада обращают внимание на то, что в современном мире на Земле достаточно воды, чтобы удовлетворить нужды всего человечества, однако 1,1 миллиард человек не имеют доступа к чистой питьевой воде, а 2,6 миллиарда — к канализации.
Авторы подчеркивают, что недостаток обеспечения людей водой частично связан с тем, что водные ресурсы распределены неравномерно. Населению Ближнего Востока, которое сталкивается с острой нехваткой воды, вряд ли легче от того, что у населения Канады гораздо больше воды, чем оно может использовать. Сегодня примерно 700 миллионов человек в 43 странах располагают водными ресурсами в объеме ниже минимальной потребности человека. К 2025 году эта цифра может составить до трех миллиардов человек, поскольку потребность в воде будет нарастать в Китае, Индии, странах Африки к югу от Сахары. Около 540 миллионов человек в Северном Китае уже сегодня живут в условиях недостатка воды. По подсчетам экспертов, человеку в сутки необходимо минимум 20 литров воды. Однако 1,1 миллиард человек в развивающихся странах мира используют не более пяти литров в день. При этом жители Европы, с учетом промышленного использования, потребляют до 200 литров воды на человека, а население США — до 400 литров.
Авторы доклада ЮНЕСКО «Вода в изменяющемся мире» подчеркивают, что уровень потребления воды на душу населения растет из года в год. В период с 1990 по 2 000 год численность населения в мире выросла в четыре раза, а потребление воды — в семь с половиной.
Риски конфликтных ситуаций из-за водных ресурсов
Несовпадение границ речного бассейна с административными границами государства становится причиной весьма серьезных разногласий между странами по поводу совместного водопользования, которые в свою очередь влияют на экономические, политические, межнациональные и другие отношения. Сегодня в пределах международных речных бассейнов частично находятся территории 145 государств, а 21 государство мира полностью располагается в их пределах.
Доклад ЮНЕСКО "Вода в изменяющемся мире" предлагает действовать, если "глобальный водный кризис" будет углубляться. Доклад ЮНЕСКО помещает водные проблемы в центр потенциального кризиса, ведущего к национальным и даже глобальным конфликтам: "Вода связана с кризисом изменения климата, истощением энергетических и продовольственных ресурсов, с проблемами на финансовых рынках. Если не учитывать связи этих проблем с водными факторами и не разрешать водные кризисы по всему миру, все другие кризисы могут углубляться, а водные кризисы на локальном уровне могут обостряться, стекаясь в глобальный водный кризис и ведя к политической нестабильности и конфликту на различных уровнях", - говорится в докладе ООН .
Эксперты опасаются, что сложившаяся ситуация может привести к войнам за водные ресурсы. «Возможно, такого рода страхи преувеличены. Но вероятность пограничных трений и конфликтов не следует исключать. Нехватка воды и слабые механизмы ее распределения могут послужить реальной основой таких конфликтов» - заявляется в упомянутом докладе.
С каждым годом проблема доступа к водным ресурсам становится острее. За последние 50 лет в мире произошло более 500 конфликтов, связанных с доступом к воде, а 21 спор привел к военным действиям.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун неоднократно выражал беспокойство ООН по поводу споров о водных ресурсах между государствами. В 2007 году на Азиатско-тихоокеанском водном саммите Пан Ги Мун заметил, что "наша планета столкнулась во все нарастающим водным кризисом. Но ситуация в азиатско-тихоокеанском регионе остается особенно тревожной. Высокий прирост населения, непомерное потребление, загрязнение и неудовлетворительное управление – все эти факторы угрожают ресурсам чистой воды в регионе".
Конфликты и напряженность в связи с водными ресурсами чаще возникают в пределах национальных границ, или в нижнем течении депрессивных речных бассейнов. Районы, такие как нижняя секция Желтой реки в Китае или Реки Чао Прайя в Таиланде уже несколько лет испытывают острую нужду в воде. Кроме того, некоторые засушливые страны, такие как Китай, Индия, Иран и Пакистан, напрямую вышли на путь конфликтов, связанных с водой. Политические трения, гражданский протест и акты насилия могут проявиться и в условиях приватизации, Примером могут служить боливийские «водные» войны 2000 г.
Комплексный характер водной проблематики: сочетание экономической проблематики и проблематики безопасности
Стремительный рост населения Земли, увеличение потребления ресурсов и уничтожение природных экосистем привели к тому, что к началу XXI века вода питьевого и технического назначения превратилась в один из наиболее существенных видов ресурсов, необходимых не только для глобального экономического роста, но даже для простого выживания человечества. Некоторые расчеты показывают, что к середине XXI века питьевая вода естественного происхождения в большинстве регионов мира превратится в дефицитный продукт, а снабжение будет обеспечиваться благодаря ее ввозу (в том числе, из арктической и антарктической зоны), а также благодаря различным, зачастую весьма дорогостоящим технологиям опреснения и очистки. Еще более сложное положение может сложиться с водой для технических нужд (прежде всего для орошения в зонах с оросительным земледелием). Описанная тревожная ситуация уже сейчас является печальной реальностью для многих аграрных и некоторых густонаселенных индустриальных зон.
Ситуация осложняется также тем, что дефицит воды ощущается в целом ряде ключевых или уязвимых с той или иной точки зрения регионов мира:
в странах, в которых происходит стремительный индустриальный рост (Индия, Китай);
в областях, важных с точки зрения добычи ключевых природных ресурсов (Ближний Восток, Центральная Африка);
в районах, переживающих бурный рост населения (Африка к югу от Сахары, отдельные районы Азии).
В XXI веке дефицит водных ресурсов может стать одной из важнейших причин международных и внутригосударственных конфликтов.
Водные проблемы характеризуются нетрадиционной комбинацией социально-экономических, политических, правовых , международных и внутригосударственных, военных и гражданских аспектов. Это делает их весьма специфической разновидностью новых трансграничных вызовов и угроз безопасности. В экономическом плане водные проблемы связаны с огромным комплексом вопросов развития: работа коммунальных служб, в частности, обеспечение питьевой водой и санитарными услугами, орошение, энергетика, в частности, строительство гидроэлектростанций, навигация и т.д. В политико-правовом плане трансграничные водные ресурсы, особенно, реки, представляют собой разновидность ресурсов, которые плохо поддаются разделу между государствами. При этом политико-правовые режимы функционирования трансграничных водных ресурсов в кризисных зонах, как правило, не достаточно четко определены и/или де факто не соблюдаются заинтересованными сторонами.
В современном мире сложилось четыре основных кризисных зоны, где сочетание разнообразных водных проблем порождает серьезные межгосударственные конфликты с прогнозируемой тенденцией к их непрерывному усилению по мере обострения глобальной нехватки воды.
1. Конфликт по поводу использования вод Нила между Египтом и вышележащими странами, особенно, Суданом и недавно получившим независимость в результате длительной гражданской войны Южным Суданом. Египет неоднократно заявлял, что любые попытки перехвата повышенных объемов нильской воды приведут к военной операции с его стороны. Египетские вооруженные силы готовятся к соответствующей миссии. Южный Судан имеет планы активного строительства ирригационных сооружений.
2. Комплекс противоречий между центральноазиатскими странами по поводу использования вод Сыр-Дарьи и, в меньшей степени, Аму-Дарьи. Нижележащий Узбекистан заинтересован в использовании вод в оросительном режиме, тогда как Кыргызстан и, особенно, Таджикистан заинтересованы в максимизации использования энергетического потенциала рек. Ситуация обостряется в связи с экологической катастрофой – высыханием Аральского моря - и проявлением в регионе нетрадиционных угроз безопасности (международный терроризм, образование несостоявшихся государств и т.д.).
3. Серьезные трения существуют между Израилем, Палестиной, Сирией и Иорданией по поводу использования вод реки Иордан. Они составляют существенный элемент арабо-израильского конфликта. Ирригационные проекты Израиля неоднократно приводили к открытым вооруженным конфликтам.
4. Серьезные противоречия существуют между Турцией, Сирией и Ираком по поводу использования вод реки Евфрат. Реализация турецкого «ирригационного проекта Юго-Восточной Анатолии» может уменьшить речной сток в Сирию на 50 %. При этом турецкая армия рассматривает сценарии защиты возможности отбора воды в данном объеме. Ирригационные планы Сирии, в свою очередь, могут перехватить остаток воды, поступающей в Ирак.
Существенным обстоятельством во всех четырех кризисных зонах является сочетание в соответствующих кризисных зонах водных проблем с наличием большого количества других нетрадиционных угроз и вызовов безопасности (локальные конфликты, угроза образования несостоявшихся государств, терроризм, перенаселенность и т.д.). Все это превращает водные проблемы в важный элемент общей конфликтогенной ситуации.
По мере обострения глобальной нехватки воды возможно образование новых конфликтогенных зон, прежде всего, на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии, в Южной Азии и в Африке. С точки зрения национальных интересов России особое значение имеют водные проблемы Центральной Азии. Однако глобальная ответственность нашей страны как постоянного члена СБ ООН также требует обратить внимание и на другие потенциальные конфликты того же рода.
В настоящее время не существует никаких международных организаций, которые были бы способны решать комплексный набор проблем, связанных с проблематикой транграничных водных конфликтов. Причиной является тесное переплетение описанных выше нетрадиционных экономических и относящихся к сфере безопасности факторов. Они нейтрализуют все возможные усилия глобальных политических (СБ ООН) и экономических (Всемирный банк, ФАО), а также региональных (Азиатский банк развития, Исламский банк Развития) организаций. Возможность формирования глобального рынка воды и необходимость его международного регулирования может еще больше осложнить ситуацию. В этой связи актуальным становится создание нового международного органа, предпочтительно, в рамках системы ООН, который мог бы регулировать комплексные глобальные водные проблемы.
Предложения по созданию международной организации по регулированию распределения водных ресурсов и другим возможным инициативам России
Важными новыми инициативами России в области урегулирования конфликтов в сфере «мягкой безопасности», которые могли бы быть вписаны в усилия по формированию новой архитектуры безопасности, являются предложения о создании международной организации по регулированию распределения водных ресурсов, а также об инициировании программ помощи развивающимся странам и программ мер по формированию цивилизованного международного рынка пресной воды.
1. Создание специальной международной организации по оптимизации пользования глобальными водными ресурсами (возможно в рамках ООН, например, по образцу ФАО).
Функции данной организации могут включать в себя:
Составление глобальных, страновых и региональных балансов пресной воды питьевого и технического назначения.
Координация усилий мирового сообщества в решении комплексных водных проблем.
Выработка рекомендаций по оптимальному глобальному, страновому и региональному использованию водных ресурсов.
Утилизация и распространения опыта новых нано-технологий (например, мембранные технологии) и термических методов, позволяющих опреснять соленую воду и очищать загрязненную воду.
Научно-техническая и экономическая помощь в области оптимального использования водных ресурсов странами «третьего мира».
Посредничество в урегулировании межгосударственных споров по поводу водозабора и помощь в оформлении прав отдельных государств на те или иные объемы воды.
Развитие международного законодательства в области водопользования, учитывающего различные экологические, экономические и политические проблемы. В частности, в перспективе необходимо четко определить права не только на антарктические недра, но и на ледники.
Мониторинг глобального экологического состояния пресных вод и ледников (в частности, в антарктической и арктической зонах).
Оценка побочных экологических, экономических и социальных последствий различных крупных гидромелиоративных проектов, строительства дамб и каналов.
2. Выработка Программы оказания научно-технической, экономической и политико-правовой помощи отсталым странам со стороны наиболее индустриально развитых государств в области оптимизации использования водных ресурсов. Подобная программа может быть инициирована как, в рамках описанной выше организации, так и в рамках форматов государств «восьмерки» или «двадцатки».
Такая программа может включать в себя:
Помощь в составлении страновых и региональных балансов водных ресурсов.
Научно-техническую и экономическую помощь в оптимальном использовании водных ресурсов.
Помощь в экспертизе побочных экологических, экономических и социальных последствий гидромелиоративных проектов.
Посредничество в урегулировании межгосударственных споров по поводу объемов водозабора.
3. Выработка программы правовых, экономических и научно-технических мер по формированию цивилизованного международного рынка пресной воды.
Эти меры могут включать в себя:
Оценку потребностей отдельных стран и регионов мира в пресной воде и возможных коммерческих источников снабжения ею;
Выработку международных юридических рамок торговли пресной водой;
Разработку и развитие технических средств транспортировки воды (от трубопроводного транспорта до технологий морской транспортировки айсбергов и перевозки воды грузовыми самолетами или, возможно, дирижаблями).
Международную систему оценки экологических издержек крупномасштабных международных коммерческих проектов транспортировки воды.
Последняя группа мер в наибольшей мере соответствует национальным интересам России. Россия обладает самыми большими в мире запасами пресной воды, что в условиях глобального водного дефицита может стать одним из существенных источников экспортных поступлений.
Специфика водных проблем центральной Азии и инициатива созыва международной конференции по комплексному решению водных проблем региона
Водные проблемы Центральной Азии являются ключевыми водными проблемами современного мира с точки зрения интересов России, так как в отличие от Ближнего Востока, где водные проблемы также приняли особую остроту, этот регион имеет глубокие экономические, политические, миграционные и культурные связи с нашей страной, а также непосредственно граничит с ней. Наконец, в рамках ЕврАзЭС и ОДКБ Россия несет ответственность за экономическую и военно-политическую ситуацию в регионе. Поэтому интересам нашей страны соответствует начало решения глобальных водных проблем именно с Центральной Азии.
Спецификой водных проблем Центральной Азии является сочетание большого количества традиционных и нетрадиционных, национальных и трансграничных угроз безопасности, а также комплексных проблем развития. Отметим особенно важные аспекты водных проблем Центральной Азии .
1. Взаимосвязь водной проблематики с общими вопросами развития. В частности, большое негативное влияние на водную проблематику в регионе оказали следующие факторы. После распада СССР в регионе развернулась общая демодернизация, дезурбанизация и деиндустриализация региона. Это повысило нагрузку на аграрный сектор, где в советское время сложилась крайне неэффективная система использования водных ресурсов, в частности, в связи с монокультурой хлопка (она требует использования большого количества воды).
2. Уже в позднесоветский период в регионе наметилось аграрное перенаселение. Водные ресурсы региона могут быть исчерпаны уже в ближайшие десятилетия в связи с бурным ростом населения в странах региона. Перенаселение создает миграционные проблемы для более развитых соседей, особенно, для России и Казахстана. Можно прогнозировать, что миграция в эти страны будет все более усиливаться по мере роста дефицита воды.
Созданная в советское время и до сих пор не претерпевшая коренного реформирования система ЖКХ и промышленности в городах также характерна чрезвычайно неэффективным использованием вод, загрязнением их отходами индустрии и жизнедеятельности, слабой степенью очистки использованной воды. Все это создает комплексные проблемы не только нехватки воды, но и качества оставшейся воды, негативно сказывается на здоровье населения. Проблема обеспечения чистой питьевой водой особенно остро стоит в Ферганской долине, но также и в крупных городах. Потребление некачественной воды приводит к различным заболеваниям, что, в свою очередь, упирается в отсутствие необходимой медицинской помощи в сельской местности. Существующие еще с советских времен водопроводные системы и системы водоочистки находятся в плачевном состоянии и нуждаются в реконструкции. Ситуация усугубляется отсутствием системы канализации во многих населенных пунктах.
3. Нехватка воды и орошаемых земель в особенно перенаселенных частях региона (например, в Ферганской долине) провоцирует межнациональные конфликты (в частности, между узбеками и киргизами на юге Кыргызстана), а также способствует росту религиозного экстремизма в связи с нищетой подавляющей массы населения в сельской местности (в том числе, в узбекской части Ферганской долины).
4. В условиях чрезвычайно уязвимой природы аграрного региона с внутренним стоком вод перерасход воды в аграрном секторе и другие негативные феномены хозяйственной деятельности уже к моменту распада СССР создали целый ряд экологических катастроф: высыхание Аральского моря, засаливание и заболачивание земель, подъем грунтовых вод, искусственное закрытие перемычкой залива Кара-Богаз-Гол в Каспийском море из-за ошибочного решения советских властей и т.д. В результате особенно острой стали проблемы деградации экосистем и угрозы здоровью людей, в частности, из-за соляных бурь, поднимаемых ветром со дна Кара-Богаза и Арала. Проблему Кара-Богаза туркменским властям в период независимости удалось решить, просто разрушив перемычку. В свою очередь, власти Казахстана сумели в последнее время частично разрешить проблему Северного Арала, построив перемычку между ним и Южным Аралом. Однако в принадлежащей Узбекистану части Аральского моря катастрофа продолжает углубляться. Не менее важной и все растущей проблемой остается затопление дренажными водами, засаливание и заболачивание.
5. Новые независимые государства, столкнувшись с комплексными водными проблемами, оказались не в состоянии разрешить их в связи с тем, что они находятся в состоянии всестороннего социально-экономического и политического кризиса. Исключением является лишь Казахстан, добившийся устойчивого экономического роста и построивший эффективную и стабильную систему управления. В Узбекистане решение водных проблем оказалось осложнено политическим и религиозным экстремизмом, нехваткой природных ресурсов для экономического роста и избыточным населением. В Кыргызстане нехватка природных ресурсов наложилась на общий кризис политической и административной системы, в Таджикистане – на тяжелые последствия гражданской войны. В Туркменистане целый ряд проблем не был решен в связи с периодическими проблемами с реализацией природного газа на внешних рынках, а также в связи с волюнтаристической политикой прежнего руководства.
Разрушение единого хозяйственного комплекса, сложившегося в СССР, привело к серьезным проблемам во взаимоотношениях стран, вышележащих (Кыргызстан, Таджикистан) и нижележащих (Узбекистан) по течению основных рек . Первые заинтересованы в использовании рек в гироэнергетическом режиме, вторые – в оросительном. Политические разногласия между странами также ведут к блокированию строительства гидроэнергостанций и плотин в вышележащих странах.
Таджикистан и Кыргызстан занимают, после России, соответственно второе и третье место в СНГ по обеспеченности водными ресурсами. Крайне высок гидроэнергетический потенциал этих стран, но он далеко не полностью освоен. Таджикистан и Кыргызстан – самые бедные страны региона, но наибольшую потребность в водных ресурсах испытываю как раз относительно «богатые» и развитые страны – Узбекистан и Казахстан. Именно поэтому водная проблема используется как предмет «торга» для разрешения различных политических конфликтов, своеобразного «шантажа» более богатых стран, тем более что в Центральной Азии вопросы водоснабжения и электроэнергии считаются вопросами национальной безопасности.
7. В дополнение к этому страны региона не смогли наладить эффективного регионального взаимодействия, что, в частности, выразилось в неэффективной деятельности, а затем и к полному исчезновению региональных интеграционных структур. Страны региона не хотят идти на взаимовыгодное сотрудничество и предпочитают предпринимать односторонние действия без учета экономических и экологических последствий для соседей. Пример: зимой из-за нехватки электроэнергии Кыргызстан вынужден сбрасывать воду из Токтогульского водохранилища, что приводит к наводнениям в Ферганской долине. Летом, наоборот, случаются засухи из-за того, что воды сбрасывается меньше. Одно из возможных решений проблемы – строительство дополнительных гидроэлектростанций в Кыргызстане, что позволит зимой накапливать воду и снабжать ею соседние страны летом. Излишки образовавшейся электроэнергии можно было бы продавать постепенно восстанавливающемуся Афганистану.
8. Соседство Афганистана привело к тяжелым последствиям для всех стран региона. Исходящие с территории этой страны угрозы (терроризм, наркоторговля, и т.д.) нейтрализуют или отвелекают существенную часть ресурсов таких стран, как Узбекистан и Таджикистан, - ресурсов, которые могли бы пойти на решение водных проблем. Они также осложняют взаимоотношения между странами региона (например, питают взаимные обвинения в поддержке экстремисзма между Узбекистаном и Таджикистаном).
9. Существенную роль в попытках решения водно-экономических проблем Центральной Азии в условиях нехватки ресурсов у самих государств региона играют ключевые мировые державы (США, Россия, Китай, государства ЕС) и региональные организации (ЕврАзЭС, ШОС, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и т.д.). Межгосударственные организации (НАТО в Афганистане, ОДКБ и ШОС в Центральной Азии) также играют важную роль в обеспечении региональной безопасности. Однако эффективное партнерство между всеми этими силами не удается наладить из-за новой "Большой игры" – борьбы за влияние на государства региона со стороны ключевых сил мировой политики. В результате регион оказался заложником глобальных процессов.
Следовательно, можно отметить, что решение водных проблем региона неизбежно должно сочетать в себе собственно региональный и глобальный элементы.
В политическом плане и в плане безопасности ключевой проблемой с точки зрения решения водных проблем региона является обеспечение эффективного сотрудничества всех региональных и внерегиональных сил, вовлеченных в Центральную Азию. Следовательно, с этой точки зрения, ключ к решению водных проблем региона лежит за его пределами, а само решение в значительной мере зависит от ведущих акторов мировой политики. Сами страны региона, без посторонней помощи, решить комплексные водные проблемы не смогут. В лучшем случае будут демонстрироваться частичные эффективные решения, реализуемые более экономически успешными странами (как это имело место в случае решения Казахстаном проблемы Северного Арала). Однако такие частичные решения могут лишь обострять проблемы в регионе в целом (например, после возведения перемычки усыхание Южного Арала ускорилось).
В экономическом плане решение водных проблем региона лежит внутри самого региона. Представляется, что ключевая проблема здесь заключается в решении вопроса аграрного развития. Необходимо изменить сложившуюся в позднесоветский период хищническую модель эксплуатации природных ресурсов региона, характеризуемую неэффективным использованием воды в рамках хлопковой монокультуры. В частности, многие построенные в советское время каналы (в том числе известный Каракумский) не имели бетонированных стенок. В результате существенная часть пресной воды просто уходит в землю, порождая проблему подъема соленых грунтовых вод. На хлопковых полях применяется сплошной полив, который в условиях высоких температур вызывает засаливание земель. Для сброса листьев хлопчатника применяют ядовитые дефолианты. Засаленные и дефолиированные земли промываются кислотами. Соответствующие дренажные воды, смешанные с водами от поливов, затем сбрасываются во впадины или уходят под землю. Например, в мире широко известен факт высыхания Южного Арала. В то же время, малоизвестен тот факт, что между Каспийским и Аральским морями, на территориях Туркменистана и, в меньшей степени, Узбекистана, с начала 1970-х гг. возникло новое рукотворное море-озеро – Сарыкамышское. Оно образовалось за счет затопления сбросными водами группы Сарыкамышских озёр на месте Сарыкамышской впадины. Схожая проблема существует и на Сардарьинском водохранилище в Казахстане. Периодически накапливающиеся излишки воды здесь сливают в низменности на территории Узбекистана, где в результате этого образовалось Арнасайское мертвое море. Узбекистан, со своей стороны, начал строить дамбы, что может привести к прорыву плотины на водохранилище в Казахстане.
Понимание описанной выше порочности сложившейся в аграрном секторе региона модели водопользования чрезвычайно важно. Оно, в частности, указывает на то, что ключевая проблема региона – вовсе не дефицит воды вообще, а ее неправильное использование. В частности, это важно для того, чтобы правильно оценить отмененный в период перестройки по экологическим соображениям проект переброса части стока сибирских рек в Центральную Азию. В российском политическом сообществе попытки оживления этого проекта делал бывший мэр Москвы Ю. Лужков. Реализация этого проекта привела бы не только к экономически необоснованным затратам на строительство гидросооружений с российской стороны, но и увеличила бы в Центральной Азии проблемы засоления, подъема грунтовых вод, заболачивания, создания искусственных водоемов, состоящих из загрязненных дренажных вод.
Специфика водных проблем, сложившихся в центральноазиатском регионе, заключается в том, что комплекс водных проблем центральноазиатского региона невозможно разрешить на региональном уровне, без подключения ключевых акторов с уровня глобального. Во-первых, как отмечалось, в регионе наблюдается особенно комплексный характер водных проблем, их тесная взаимосвязь одновременно с проблематикой обеспечения безопасности и устойчивого развития. Эта сложность проблемы нейтрализует возможности центральноазиатских государств решить ее собственными силами. Во-вторых, невозможна координация действий ключевых государств и международных организаций, вовлеченных в решение проблемы, на чисто региональном уровне, без вовлечения ключевых сил мировой политики. Причинами этого является распад региональных интеграционных структур (после включения ЦАС в ЕврАзЭС в регионе нет эффективных комплексных интеграционных организаций), а также вовлеченность в решение комплексных водных проблем региона региональных организаций, представляющих все основные регионы Евразийского континента (постсоветское пространство – ЕврАзЭС, евроатлантического региона – Европейский банк реконструкции и развития, исламского мира – Исламский банк развития, АТР – Азиатский банк развития и ШОС и т.д.).
В этой связи для решения комплексных водных проблем Центральной Азии необходимым становится созыв международной конференции с участием всех государств региона, заинтересованных мировых держав, глобальных и региональных организаций. Возможность проведения такой конференции увеличивается благодаря сложившемуся в настоящее время сочетанию целого ряда уникальных факторов, нейтрализующих обычно конфронтационную атмосферу в регионе.
Во-первых, США и их союзники активно вовлечены в разрешение ситуации в Афганистане, и поддержание стабильности и сотрудничества в Центральной Азии (особенно, в рамках концепции "Большой Центральной Азии") воспринимается как ключевой элемент афганского урегулирования. Это связано, в том числе, с такой прагматической задачей, как поддержание северного маршрута доставки грузов для войск коалиции в Афганистан (южный маршрут через Пакистан в настоящее время весьма затруднен). Одновременно правительство Б. Обамы проводит политику глобального партнерства с Китаем и политику "перезагрузки" отношений с Россией. В этой связи оно будет приветствовать любые действия, направленные на усиление позитивного взаимодействия. Более того, тесная взаимосвязь проблем безопасности и развития вполне соответствует видению ситуации в мире либеральным сегментом правящих кругов США. В еще большей мере подобный план соответствует политике ЕС, которая считает социально-экономическое сотрудничество и помощь развитию основным элементом центральноазиатской стратегии, а также официально нацелена (в рамках Центральноазиатской стратегии ЕС) на взаимодействие с ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ и другими организациями с участием России и Китая.
Во-вторых, КНР и на двусторонней основе, и в рамках ШОС усиливает свое проникновение в регион и при этом помощь развитию является важным вектором китайской политики.
В-третьих, реализации указанной инициативы способствует успешное начало работы Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. В настоящее время существуют планы ускоренного развития данной организации и подключения к ней Кыргызстана и Таджикистана. При этом значимость комплексных водных проблем существенно возрастает.
Учитывая то, что инициативы подобного рода в самом регионе обычно активно поддерживает Казахстан было бы целесообразно подключить Астану к предлагаемому проекту уже на первых этапах. Более того, представляется возможным созыв конференции именно в Астане. Это становится особенно актуальным после того, как Казахстан в рамках председательства в ОБСЕ в 2010 году повысил значимость проблем социально-экономического развития в контексте обеспечения безопасности в регионе Большой Европы. Это бы представило инициативу не как исходящую от России, а как результат внутрирегиональных процессов, что обеспечило бы большее понимание инициативы на Западе.
Поскольку, как уже отмечалось выше, логика решения водных проблем Центральной Азии неизбежно требует подхода намного более широкого, чем границы данного региона, подхода глобального, то начало глобального сотрудничества в решении водных проблем региона неизбежно приведет к последующему переходу этого сотрудничества и на другие регионы. Таким образом, указанная инициатива является первым шагом в создании глобальной организации для решения комплексных водных проблем. При этом начало указанного глобального процесса именно в Центральной Азии, которая тесно связана с нашей страной, а не в каком-то другом, более отдаленном регионе мира (на Ближнем Востоке, в Африке) полностью отвечает интересам России.
Итак, реализация инициативы созыва международной конференции высокого уровня по водным проблемам Центральной Азии будет способствовать сразу трем позитивным процессам.
Инициатива даст новый импульс интеграционным процессам в самой Центральной Азии, которые в настоящее время фактически прекратились в связи с распадом внутрирегиональных интеграционных структур (последняя из них, ЦАС, растворилась в ЕврАзЭС). При этом интеграция вокруг водных вопросов может сыграть в регионе ту же роль, что сыграл в своей время первичный импульс европейской интеграции на основе взаимодействия по вопросам производства и продажи угля и стали в Европе. Интеграция в Центральной Азии соответствует интересам России, так как она будет способствовать мобилизации внутрирегиональных ресурсов для решения региональных проблем безопасности и развития, а, следовательно, РФ придется тратить на регион меньше собственных ресурсов.
Инициатива может способствовать дальнейшему сближению интересов России и других ключевых внерегиональных сил, вовлеченными в центральноазиатские процессы (Китай, США, ЕС).
Инициатива может дать начало процессу глобального сотрудничества по водно-энергетическим вопросам (в чем Россия особенно заинтересована в силу наличия у нее самых больших в мире запасов пресной воды). Одновременно этот процесс начнется именно в том регионе, где он в наибольшей мере соответствует российским интересам.
Региональные аспекты проблемы мировых водных ресурсов
Центральная Азия.
Взаимозависимость стран Центральной Азии в сфере совместного использования водных ресурсов характеризуется большим количеством участников, а также неравномерным характером распределения водных ресурсов. Основной объем водных ресурсов региона относится к бассейну Аральского моря – рекам Сырдарья и Амударья, которые связывают между собой шесть стран – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Афганистан. По уровню обеспеченности водными ресурсами страны региона можно разделить на две группы. Первая группа - Таджикистан и Кыргызстан, в пределах которой формируются около 76,7% общего поверхностного стока Аральского моря (51,5% и 25,1% соответственно), и вторая группа - Казахстан - 2,2%, Узбекистан – 10,6%, Туркменистан – 1,2%.
Общая естественная водная система предопределила интеграционные интересы народов, проживающих в регионе, по освоению природных богатств. В советский период эти процессы получили дальнейшее развитие и особую направленность: в горной зоне формирования стока сооружались гидростанции и водохранилища многолетнего регулирования стока рек для удовлетворения потребностей орошаемого земледелия, развиваемого в зоне рассеивания стока. К концу 90-х годов в регионе были созданы уникальные водная и энергетическая системы, способствовавшие развитию промышленности и аграрного сектора.
Высокая управляемость водными ресурсами была достигнута политикой лимитированного водопотребления, где приоритет по объемам водопотребления имели республики Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, производившие высокодоходную сельскохозяйственную продукцию: хлопок и рис. В результате такого подхода Кыргызстан мог использовать лишь 25% водных ресурсов, формируемых на его территории.
Таким образом, в силу географических и исторических причин в Центрально-Азиатском регионе сложилась ситуация, при которой одна группа стран (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан) остро нуждается в водных ресурсах для развития промышленности и сельского хозяйства, вторая же группа (Кыргызстан и Таджикистан) при наличии достаточного количества воды имеет потребность в энергоресурсах, которыми обладает первая группа стран.
Бесконфликтность сосуществования республик обеспечивалась отлаженной системой централизованных поставок, к примеру, в Кыргызстан, энергоносителей и сельскохозяйственных продуктов. Распад Советского Союза и последующие геополитические изменения и трансформация экономики Центрально-Азиатского региона нарушили прежнюю, достаточно устойчивую схему водопользования и функционирования энергетической системы, и перед государствами региона возникла реальная угроза национальной продовольственной и энергетической безопасности.
Изменение режима стока трансграничных рек в интересах гидроэнергетики, при которых в странах верхнего течения производятся зимние подпуски и уменьшается сброс воды в период вегетации основных сельскохозяйственных культур в странах нижнего течения является основной проблемной точкой во взаимоотношениях стран региона. Особенность сельского хозяйства в Центральной Азии, и главным образом в Узбекистане и Туркменистане, заключается в том, что для выращивания целого ряда сельскохозяйственных культур требуется полив в течение практически всего вегетационного периода. А наличие крупномасштабных планов по развитию гидроэнергетики Центральной Азии, в частности строительства крупных ГЭС на территории Кыргызстана и Таджикистана вызывают крайне негативную реакцию со стороны соседей.
Проблемы вододеления являются одной из трудноразрешимых задач переговорного процесса в согласовании границ между государствами Центральной Азии. Созданные в годы советского прошлого многочисленные хозяйственные связи не только стали фактором поощряющим сотрудничество, но и превратились в инструмент давления друг на друга.
В связке с территориальными проблемами вопросы водопользования и распределения воды особо остро отражаются на состоянии межнациональных отношений и вызывают многочисленные конфликты. Их особенность — межэтнический характер, что в первую очередь связано со столкновением различных культурно-хозяйственных типов, носителями которых являются представители разных этносов. Наглядное свидетельство тому — конфликт вокруг раздела воды и земли в Шаартузском, Кабодиенском, Пянджском районах юга Таджикистана между полукочевыми арабами и узбеками, с одной стороны, и земледельцами, кара-тегинскими таджиками, — с другой. Этот конфликт открыл наиболее кровавую страницу гражданской войны в Таджикистане 1992—1993 годов. Аналогичные конфликты, которые разворачиваются в приграничных зонах, особенно в Ферганской долине, обладают большим разрушительным потенциалом.
Необходимость урегулирования водного режима на р. Сырдарье с 1994 года стала главной темой межгосударственных переговоров. Кыргызстан и Таджикистан требуют увеличения поставок теплоносителей, а Казахстан, Туркменистан и Узбекистан - воды летом. Комплексные варианты использования водно-энергетических ресурсов в бассейнах рек Сырдарьи и Амударьи основаны на принципах взаимной компенсации. К примеру, электроэнергия, которая производится Кыргызстаном на Нарынском каскаде в летнее время, свыше своих внутренних потребностей, покупается Казахстаном и Узбекистаном в равных объемах; компенсация за этот объем осуществляется посредством поставки Кыргызстану эквивалентного объема электричества и топлива.
Российская Федерация
В 2010 году чрезвычайная ситуация в связи с засухой была объявлена в 23 регионах России. Это области Приволжского, Центрального, Уральского и Южного федеральных округов. По оперативным данным Минсельхоза РФ на 20 июля 2010 г., в пострадавших от засухи субъектах РФ гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади 9,6 млн. гектаров. К сожалению, можно сказать о том, что государственная политика в сфере охраны, очистки и использования водных ресурсов далека от удовлетворительной . Использование воды должно получить государственную защиту, необходима государственная программа и финансирование из федерального бюджета на водные нужды. Одними из ключевых направлений должны стать не только контроль за чистотой воды, инновационные технологии в ее очистке и обработке, ресурсосбережение, но и незаслуженно позабытая мелиорация, столько сделавшая для сельского хозяйства в советские годы. Мелиорационная статистика выглядит пугающе: перед распадом СССР в стране имелось 22 млн га орошаемых земель, из них в России – 6,4 млн гектаров. Сегодня же поливается менее 1 млн гектаров. Мелиорационная инфраструктура морально устарела, частично разрушена, либо просто не используется. Основные гидромелиоративные сооружения есть, есть водохранилища. Необходимо восстановить существовавшие прежде оросительные системы, и это позволит не только сэкономить, но и заработать многим регионам.
В нашей стране настоящий дефицит воды испытывают Оренбургская, Курганская, Челябинская, юг Тюменской и частично Свердловская области, Южное Зауралье, и он может быть устранен, если использовать воду близлежащих рек. Если же перенестись в более конкретную экономическую плоскость, то проблема выглядит иначе. Россия обладает 22% мировых запасов питьевой воды и способна не только обеспечить собственные нужды, но и заработать на экспорте воды. Аналитики бизнес-журнала Fortune подсчитали, что масштаб прибыль компаний, занимающихся продажей питьевой воды, уже сегодня достигает 40% от прибыли нефтяных компаний, превышает прибыльность фармацевтической индустрии и сегодня составляет порядка $1 трлн в год. При этом вода – это не нефть, это возобновляемый ресурс.
Расчеты показывают, что если сегодня на каждого жителя Земли приходится 750 куб. м в год пресной воды, то к 2050 г. эта цифра уменьшится до 450 куб. метров. А это означает, что до 80% стран мира окажутся в зоне, которая по классификации ООН ниже черты дефицита водных ресурсов. Исключением будут Канада, Россия, Бразилия, некоторые страны Европы и тропические области Африки, Южной Америки и Южной Азии.
Китай и Южная Азия
Китай контролирует гималайские истоки рек в Индии и Юго-Восточной Азии, которые являются необходимым источником ресурсов для сельского хозяйства и питают энергией эти необъятные территории. Эта стратегическая важность Тибета редко реализовывалась.
Чтобы разрешить проблемы Китая, столкнувшегося с нехваткой воды для орошения земель и с засухой, руководство Пекина не будет колебаться в использовании любых средств для использования гималайских источников. Северный Китай постоянно сталкивается с проблемой засухи. Провинция Хенан - китайский центр производства продуктов питания - была приведена в состояние повышенной готовности перед засухой 5 февраля 2009 года. Синьхуа, официальное китайское новостное агентство, опубликовало следующий материал: "Метеорологическое бюро провинции сообщает о сильнейшей с 1951 года засухе. Засуха нанесла ущерб примерно 63 процентам из 78 миллионов му (5,26 миллионов гектар) пшеницы". К другим провинциям, в которых в 2009 году был введен режим чрезвычайного положения, относятся провинция Аньхой, провинция Шаньси, где приблизительно один миллион людей и 160 000 голов скота столкнулись с недостатком воды. Другие провинции, включая Хэбэй, Цзянсу Шааньси и Шаньдун, также пострадали от нехватки влаги. В китайских сообщениях значится, что засуха угрожала тогда примерно 43 процентам зимних запасов пшеницы . Как сообщает агентство Синьхуа, Китай признает, что 2,62 млн. квадратных километров площади оказались под угрозой опустынивания, что составляет половину плодородных земель Китая. В докладе, размещенном на сайте Синьхуа в 2009 году, говорится, что около 35% всех пахотных земель пострадало от опустынивания, всерьез угрожающего самой возможности прокормить свое население. Около 1,6 млн. квадратных километров земель размывается каждый год водной эрозией, влияющей тем или иным образом почти на каждый речной бассейн. В добавок ко всему, 2.0 миллиона квадратных километров постоянно подвержено ветровой эрозии. Индия также сталкивается с проблемой исчерпания водных ресурсов. В докладе гидрологов из группы НАСА по Изучению гравитации на земле и климатическим экспериментам (GRACE) сообщается, что вода выкачивается и потребляется значительно быстрее, чем сам водоносный слой может быть насыщен с помощью природных механизмов . Исследовательская группа обнаружила, что уровень грунтовых вод сократился в пять раз больше ожидаемой отметки из-за слишком интенсивного недропользования. Уровень грунтовых вод в трех северных штатах, включая Раджастан, Пенджаб и Харьяну, опускался на 4 см в год в период с 2002 по 2008. В докладе исследовательской Команды говорится, что "северные штаты Раджастан, Пенджаб и Харьяна имеют все показатели сокращения уровня грунтовых вод: ошеломляющий демографический прирост, быстрое экономическое развитие и фермерские хозяйства, поглощающие около 95 процентов грунтовых вод в регионе".
Все более значительная доля грунтовых вод Индии становится непригодной как для питья, так и для орошения.
Б. Челани в статье в Japan Times анализирует водные кризисы, с которыми столкнулась Азия, особенно Китай и Индия: "Нехватка воды в большей части Азии начинает угрожать быстрой экономической модернизации, побуждая строительство в верховьях рек, воды которых принадлежат нескольким государствам. Если геополитика воды и дальше будет стимулировать напряженность между государствами из-за уменьшающихся водных потоков в соседних государствах, азиатский ренессанс существенно затормозится. Вода становится той ключевой проблемой, которая определит, управляет ли Азией чувство взаимовыгодного сотрудничества или опасное межгосударственная конкуренция. Ни одна страна не может оказать влияния, большего, чем Китай, который контролирует тибетскую возвышенность – источник большинства главных рек Азии". Тибет питает величайшую систему рек благодаря обширным ледникам и большой высоте их расположения. Зарождающиеся в Тибете реки являются источниками воды для двух самых густонаселенных государств – Китая и Индии, а также для Бангладеш, Мьянмы, Бутана, Непала, Камбоджи, Пакистана, Лаоса, Таиланда и Вьетнама. Эти страны составляют 47 процентов всего населения земного шара И хотя в Азии проживает больше половины всего населения земного шара, у нее меньше воды, чем у любого из континентов. Б. Челани предупреждает об "угрожающей борьбе", о "призраках водных войн в Азии», выдвинутых на первый план климатическими изменениями и ухудшениям состояния окружающей среды в виде сокращения лесов и болот, которые стимулируют цикл постоянных наводнений и засух через уменьшение запасов природной воды и впитывающего покрова.
Обращается внимание на то, что следует с большей тревогой относиться к потенциальным межгосударственным конфликтам за водные ресурсы, а сами подобные конфликты уже стали достаточно частыми в некоторых азиатских государствах от Индии и Пакистана до Юго-Восточной Азии и Китая.
Такого рода проблемы возникают в связи с попытками Китая построить дамбы или изменить направление течения рек вспять от Тибетской возвышенности, где берут начало большинство рек, включая Инд, Меконг, Янцзы, Хуанхэ (Желтая река), Салуин, Брахмапутру, Карнали и Сатледж. Из всех великих рек Азии только Ганг берет начало с индийской стороны Гималаев. Проблемы с сельскохозяйственной ирригацией в северном Китае вынуждают Китай сосредоточиться на контроле за водными источниками в Тибете и строить дамбы не только для получения электроэнергии, но также для отвода оросительных вод и других целей. Уже построив две дамбы в верховьях Меконга, Китай сейчас занят строительством еще трех, вызывая тем самым протесты Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Таиланда. Обширные планы для западно-центрального Тибета, которые, как полагают эксперты, нарушат течение вод в Индии, продолжают осуществляться. Конфликт вокруг водных ресурсов, по большей части затрагивающий отношения между Индией и Китаем и проецируемый на Юго-Восточную Азию, также имеет множество последствий в Центральной Азии и в перспективе грозит втянуть Китай в противоречия с Россией. Река Иртыш, которая является пограничной для Китая, России и Казахстана, ставит отношения между этими государствами в такое же конфликтогенное положение, как и отношения между Индией и Китаем по поводу реки Брахмапутра. Возникли серьезные трения, когда Пекин начал сооружение канала, связывающего Иртыш и реку Карамай на китайской территории, что существенно понизило уровень воды в Иртыше. Китайская политика управления водными ресурсами поставила под угрозу сокращение растениеводческой продукции в столь экологически чувствительных регионах, как Восточный Казахстан, Павлодар и Караганда, а также в Омской области, сконцентрированной на выращивании пшеницы. В 2004 году Китай открыл ГЭС, которая использует 15% водных ресурсов бассейна Иртыша. 65 ГЭС уже было построено на реке Или. Китай планирует построить еще 13 водохранилищ . Специалисты по проблемам окружающей среды предупреждают, что в ближайшие несколько лет Китай построит дополнительные установки ГЭС вдоль Иртыша и Иля. Среди этих установокфигурирует Капчагайское (ГЭС в Казахстане носит то же имя) водохранилище огромного объема в 380 миллионов кубометров. Ускоренное промышленное развитие северо-восточного Китая скорее всего будет способствовать загрязнению озера Балхаш в Казахстане химикатами и удобрениями, поскольку озеро питает река Или. Увеличение рисовых полей в Синьцзян-Уйгурском автономном районе уже привело к истощению рек Иртыш и Или. Согласно последним данным, в результате плохого управления ежегодные потери воды в китайском районе бассейна реки Или составляют 4,4 кубических километров, что составляет 15% всех водных ресурсов реки. При этом Китай до сих пор не подписал международную конвенцию о трансграничных водах.
Организационно-правовые аспекты регулирования мировых водных ресурсов
К настоящему времени сложились определенные нормы международного права, включающие региональные соглашения, которые относятся к использованию вод и управлению трансграничными водными ресурсами. Примерами могут служить соглашения о совместном использовании водных ресурсов бассейнов рек Нила, Рейна, Дуная, Меконга и других. Однако эти соглашения характеризуются специфическими особенностями своих бассейнов и потому при попытке их универсализации возникают серьезные трудности. Между тем потребность в разработке общих подходов к распределению водных ресурсов трансграничных рек непрерывно растет.
Начало глобальному диалогу по водным ресурсам было положено еще в 1977 г. на конференции в Мар-дель-Плата (Аргентина). В 1980-1989 гг. проходило Международное десятилетие питьевого водоснабжения и санитарии. В 1992 г. в Дублине (Ирландия) состоялась международная конференция по водным ресурсам и окружающей среде. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. определила решение водных проблем в качестве необходимого условия устойчивого развития: это положение развивается в основном документе конференции - "Повестке дня на XXI век".
Первостепенное внимание было уделено водным проблемам на Саммите тысячелетия в 2000 году. Среди сформулированных на этом форуме целей развития на ближайшие десятилетия отмечена необходимость "к 2015 году сократить наполовину число людей, не имеющих доступа к доброкачественной питьевой воде, а также к санитарному обслуживанию".
2003 год был объявлен ООН «Международным годом пресной воды». 2005 год - «Всемирным годом воды», а следующая за ним декада – «Международным десятилетием воды для жизни».
Особое место в развитии международно – правового регулирования водных ресурсов занимает режим трансграничных вод, который определяется, как правило, международными договорами. Основными документами такого рода являются «Правила пользования водами международных рек», получившие название Хельсинкских правил, Конвенция ООН о несудоходном использовании международных водотоков (1997 г.) и Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1993 г.).
Хельсинкские правила регулируют режим использования и охраны вод «международного водосборного бассейна» и содержат руководящие правовые принципы, определяющие взаимные права и обязанности государств, в пределах территорий которых находятся части такого бассейна. Основополагающей нормой правового режима трансграничных вод является принцип «разумного и справедливого использования», согласно которому каждое государство бассейна имеет право в пределах своей территории на разумную и справедливую долю в получении выгод от пользования водами этого бассейна.
Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр, известная также как Конвенция по трансграничным водным ресурсам (Хельсинкская водная конвенция ООН 1992 г.) - это первый документ, направленный на создание правовой базы сотрудничества по защите и рациональному использованию трансграничных вод в таких масштабах. Данный документ является действующим соглашением, которое дополняют два Протокола – по проблемам воды и здоровья и по проблемам гражданской ответственности.
Конвенция ООН о несудоходном использовании международных водотоков 1997 г. устанавливает как «материальные», так и «процедурные» нормы, которым государства-участники обязаны следовать в своих взаимоотношениях по поводу водопользования на трансграничных водотоках. Она поощряет государства, разделяющие один и тот же водоток, заключать соглашения, которые применяют или приспосабливают конвенционные положения к специфическим характеристикам данного водотока, хотя участие в Конвенции не затрагивает юридической силы действующих соглашений.
Международно-политическое значение этих документов трудно переоценить, однако они носят достаточно общий (рекомендательный) характер, затрагивая преимущественно экологические проблемы. В меньшей степени они касаются самих проблем управления водными ресурсами рек. В них практически отсутствует механизм разрешения международных споров, лишь начально проработана законодательная и нормативная база.
Из имеющихся международно-правовых документов следует, что владельцем речного стока, сформировавшегося на территории данного государства, является именно это государство. Следовательно, оно правомочно распоряжаться этими водами и, как подразумевается, должно делать это рационально, то есть без ущерба для экологии и для хозяйственной деятельности на водных пространствах и территориях, находящихся ниже по течению.
Однако специально не оговаривается (и, по сути, этот вопрос остается за скобками), должно ли это государство отвечать за соблюдение хотя бы минимальных санитарных норм и соответственно расходов по очистке воды, которые вынуждено нести то государство, на территорию которого попадают загрязненные воды.
В ряде двусторонних и многосторонних договоренностей зафиксирован принцип «кто загрязняет, тот и платит». Но не проработан механизм взаимоотношений в случае возникновения коллизий и порядок взимания платы за загрязнение вод двумя или несколькими государствами, расположенными ниже по течению.
Всем заинтересованным сторонам ясно, что проблему сохранения и использования водных ресурсов должны сообща решать специалисты по водному хозяйству, гидротехники, гидрологи, экологи, экономисты, специалисты по управлению природопользованием в трансграничном контексте, дипломаты, пограничные службы и др. Однако вряд ли их работа будет эффективной, пока не существует детально проработанной договорной системы , учитывающей все аспекты проблемы.
Международное право устанавливает, что внутренние водные пути международного характера: реки, искусственные водные соединения между ними и др., протекающие по территориям нескольких государств и используемые для международного судоходства, являются международными реками. Если река, пересекающая или разделяющая территорию двух или нескольких государств, не имеет непосредственного соединения с морем, несудоходна или судоходна лишь для каботажного плавания (без выхода в открытое море) между пунктами прибрежных государств, фактически в ее использовании заинтересованы исключительно прибрежные государства. Такие реки обычно называют трансграничными. В последние десятилетия существенно возросло значение хозяйственного использования рек для промышленных, сельскохозяйственных, санитарных, бытовых и иных нужд. Возникла потребность в том, чтобы заинтересованные прибрежные государства сами регулировали широкий круг связанных с этим вопросов. Соответственно, во многом утратило свое значение видовое подразделение протекающих по территории нескольких государств рек на международные и трансграничные. С международно-правовой точки зрения все такие реки следует рассматривать как международные. В то же время сохраняется целесообразность выделения в их числе рек, именуемых трансграничными - в случаях, когда они не используются для международного судоходства. Такое определение указывает на возможность их использования исключительно прибрежными государствами в отличие от имеющих выход в море судоходных рек, в судоходстве по которым заинтересованы и не прибрежные государства, (что учитывается при регулировании их правового режима).
Международная река может служить границей между двумя или несколькими государствами, и тогда ее именуют пограничной. Однако международная река, в том числе используемая для международного судоходства, может на одном участке служить границей между двумя или несколькими государствами, а на других участках - пересекать территории этих государств. Тогда понятие пограничной реки применимо лишь к отдельным ее участкам. Если же река лишь разделяет территории двух или нескольких государств, она является пограничной в собственном смысле слова. Но во всех случаях пограничная река с международно-правовой точки зрения является международной.
Классификация рек как пограничных означает лишь, что в их использовании заинтересованы исключительно пограничные государства и что регулирование их режима по соглашению между этими государствами неизбежно предполагает установление точной линии границы по такой реке и условий соблюдения пограничного режима заинтересованными странами.
Однако указанный географический признак международной реки является и международно-правовым, поскольку предопределяет ее статус: общепризнанно, что все проблемы того или иного использования такой реки подлежат международному регулированию по соглашению (договору) между прибрежными государствами с учетом их законных прав и интересов, а когда речь идет о реках, используемых для международного судоходства, - с учетом также законных интересов неприбрежных государств.
О таком положении свидетельствует мировая практика: правовой режим подавляющего числа международных рек регулируется договорами, заключенными между прибрежными государствами. Иное положение существует, когда такого регулирования на данный момент не требуется, поскольку та или иная международная река в силу своего незначительного хозяйственного значения или по иным причинам не используется в промышленных или сельскохозяйственных целях. Если же интересы прибрежных государств того требуют, каждое из них вправе и обязано договориться с другими заинтересованными государствами об урегулировании совместного использования вод данной реки.
Некоторые прибрежные государства долгое время отказывались признавать правовой статус международных рек, и полное признание он получил сравнительно недавно. США, например, более 50 лет отказывались заключить с Мексикой договор о режиме рек, протекающих по территории этих двух стран (Рио-Гранде, Колорадо, Тихуан). В оправдание своих действий они выдвинули так называемую доктрину Хармона о том, что государство, расположенное в верховьях реки, вправе регулировать ее водный режим по своему усмотрению, не считаясь с интересами государства, которому принадлежат низовья реки. Только в 1944 г. мексиканскому правительству удалось добиться заключения договора, признавшего права и интересы Мексики в использовании протекающих по ее территории рек. В конечном итоге США пришлось отказаться от доктрины Хармона как в отношении Мексики, так и в отношении Канады.
Одно из основных действующих международных соглашений по вопросам использования трансграничных вод - принятые в 1966 г. в Хельсинки Ассоциацией международного права «Правила использования вод международного значения». «Хельсинкские правила» содержат комплекс норм как общего, так и специального характера и, что особенно важно, вводят новое понятие - «международный речной бассейн», под которым подразумевается «географическая область, охватывающая два или несколько государств и определяемая границами распространения системы вод, включая поверхностные и подземные воды, впадающие в общий водоем». Ключевой характер носит ст. 4 «Хельсинкских правил», в которой говорится, что каждое государство речного бассейна имеет право в пределах своей территории на разумную и справедливую долю полезного использования вод международного речного бассейна. Понятие «разумная и справедливая доля» определяется в ст. 5 как сочетание конкретных факторов, в число которых включены:
география бассейна, в частности его протяженность на территории каждого государства; его гидрология, в частности количество воды, вытекающей с территории каждого государства бассейна;
его климатические условия;
прошлое и существующее использование вод бассейна; экономические и социальные потребности каждого государства бассейна; население, зависящее от вод бассейна, в каждом из этих государств;
сравнительная стоимость альтернативных источников удовлетворения экономических и социальных нужд каждого из этих государств;
наличие других ресурсов;
возможность исключить ненужные потери при использовании вод бассейна;
возможность выплаты компенсации одному или нескольким государствам бассейна в качестве средства урегулирования коллизий между видами использования;
степень удовлетворения нужд данного государства бассейна без причинения существенного вреда другим государствам бассейна.
Сложившийся в международной практике в последние десятилетия подход различных стран к управлению водными ресурсами обнаруживает ряд общих закономерностей, которые достаточно широко используются многими государствами.
В частности, взаимодействие и сотрудничество в вопросах управления трансграничными водными ресурсами регулируется в документах «Глобальная программа ООН по воде» (UN Global Water Program) и «Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер» . Эти и некоторые другие документы определяют общие контуры сформировавшегося в мировом сообществе подхода к данной проблеме. Вот его основные элементы:
оказание поддержки государствам в применении программ управления водными ресурсами посредством Глобального партнерства по воде (международная программа по регулированию трансграничных водных ресурсов, принятая в рамках ООН);
содействие развитию программ по трансграничным рекам, в частности пробному проекту по бассейну реки Нил и проектам Содружества южноафриканских государств;
участие в национальных и региональных программах по океанскому и прибрежному пространству (через Стратегическую инициативу по управлению океанским и прибрежным пространством - SIOCAM);
поддержка Программы развития ООН по вопросам пресных вод и океанских водных ресурсов.
В рамках различных международных структур разрабатываются и внедряются многосторонние программы, основанные на взаимодействии государств и бизнеса. Дальше всех продвинулся в этом плане Евросоюз, принявший целый комплекс законодательных актов и процедур. Среди них - Директива ЕС по регулированию водных ресурсов и борьбе с засухами, требующая, прежде всего, реализации т.н. европейской политики по предотвращению засух. В ее разработке задействованы более 80 организаций, в т.ч. Европейский центр по засухам, рабочая группа по проблеме недостатка в водных ресурсах и борьбе с засухами, ряд университетов и экспертных центров, международных организаций.
Автор: А.И. Никитин, В.Н. Земсков, А.А. Казанцев
Источник: ЦЕАБ ИМИ