Государство и бизнес
Онлайн библиотека книг, статей, докладов, документов
Рынок
РЫНОК
Рынок есть совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Рынок – основа рыночной экономики.
Основные параметры рынка
Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.
Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определённый промежуток времени. Спрос, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. Готовность приобретать означает две вещи: желание и возможность. От понятия «спрос» отличается понятие «величина спроса». Величина спроса отражает то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определенный период времени при данном характере спроса, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Цена – денежное выражение стоимости товаров и услуг. Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени. Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности. При росте потребления данного продукта его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается.
Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода состоит в том, что при изменении цены данного товара изменяется и реальное количество этого товара, которое потребитель способен приобрести на ту же величину дохода. С другой стороны, эффект замещения означает, что изменение цены данного товара изменяет и относительную структуру цен.
В свою очередь, предложение отражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Предложение, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать. Величина предложения отражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения, т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение. Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени. А закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.
Типология рынков
В зависимости от выбранных критериев выделяют следующие типы рынков:
по объектам приложения различают рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы;
в пространственном отношении существуют локальный, региональный, национальный, мировой рынки;
по механизму функционирования – свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынок;
по уровню насыщенности (соотношению спроса и предложения) –равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный рынок;
по уровню конкуренции рынки делятся на высоко-конкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые);
по действию в правовом поле рынки бывают легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки.
Функции рынка
В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет ряд важнейших функций:
информационная функция (т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях);
посредническая функция (в условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могут обмениваться результатами своего труда);
стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществам;
функция распределения и обмена (обеспечивается распределение и обмен между группами общества);
функция пропорциональности (рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением);
функция санирования (через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий).
Преимущества и недостатки рынка
Рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки.
Избежать негативных последствий рынка позволяют развитая правовая система и широкий общественный контроль. В то же время для успешного и продуктивного развития рынка необходимо соблюдение ряда условий:
конкурентная среда, подразумевающая свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих право собственности;
наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
обеспечение подвижности ресурсов;
функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией. Под инфраструктурой рынка понимают: биржи (товарные, фондовые, труда), страховые компании, банки, суды, информационные и транспортные сети и т.п.
От типа конкуренции как соперничества между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров зависит состояние всей экономики.
Автор: Е. Г. Пономарева
Источник: ЦПМИ\РАПН