Международные организации

Международные организации и интеграционные объединения

Онлайн библиотека книг, статей, докладов, документов

Всемирная торговая организация (ВТО)

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО)

Всемирная Торговая Организация - международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

Всемирная Торговая Организация является преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994г.

К 2019 году  число членов Всемирной Торговой Организации составило 164 страну. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

В 2011 году был завершен переговорный процесс по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации, инициированный в 1993 году. В ходе формального заседания Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО 10 ноября 2011 года одобрен финальный пакет документов, необходимых для присоединения Российской Федерации к данной международной организации. Присоединение Российской Федерации к ВТО было оформлено посредством подписания Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО 16 декабря 2011 года в ходе 8-й Министерской Конференции ВТО в Женеве.

ВТО практикует во многом уникальный для международных институтов метод работы. Организация служит в качестве платформы для торговых переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. При этом в отличие от всех остальных международных организаций, которые принимают решения большинством голосов, в ВТО решения принимаются на основе консенсуса. С одной стороны, это позволяет избегать ущемления чьих-либо интересов, с другой — приводит к тому, что переговоры проходят крайне долго и сложно.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

Взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных и иных ограничений;

Транспарентность торговой политики;

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Структура Всемирной Торговой Организации:

Министерская конференция собирается раз в два года и принимает решение на высшем уровне в ВТО. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию.

Генеральный совет отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Генеральному совету также подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне структуры ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Секретариат ВТО не принимает решений, так как это функция самих государств-членов. Основные обязанности Секретариата — обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, осуществлять мониторинг и анализ мировой торговли, разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации, а также заниматься организацией проведения министерских конференций.

Существуют различные точки зрения на многостороннюю торговую систему и на ВТО как форум, на котором страны могут разрешать свои разногласия по торговым вопросам. Критика ВТО, однако, зачастую основана на неправильном представлении о том, как работает эта организация. Наиболее часто встречающиеся критические замечания:

ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов. Соглашения ВТО принимаются в результате переговоров между правительствами стран-членов на основе консенсуса и ратифицируются парламентами. Механизм принуждения может использоваться лишь в случае отхода члена от выполнения своих обязательств, возникновения торгового спора и вынесения его в ВТО. Тогда Орган по разрешению споров, в состав которого входят все страны-члены, принимает по нему решение путем утверждения выводов, сделанных группой экспертов по разрешению споров или итогов рассмотрения апелляции. Это решение носит узкий характер и представляет собой суждение относительно того, нарушило ли правительство какое-либо соглашение ВТО.

Участие в ВТО – это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой. Несмотря на то, что один из принципов системы ВТО - снижение странами своих торговых барьеров и обеспечение более свободного осуществления торговли, о том, насколько эти барьеры должны понижаться, страны-участницы договариваются друг с другом. Их позиция на переговорах зависит от того, насколько они готовы к понижению барьеров и что хотят получить в ответ от других членов. Таким образом, при присоединении к ВТО новые члены могут сохранять необходимый уровень тарифной защиты рынка товаров и услуг. 

Маленькие страны в ВТО бессильны. В торговой системе ВТО все придерживаются одних и тех же правил, что расширяет переговорные возможности маленьких стран. Так, в рамках процедуры разрешения споров развивающиеся страны успешно оспаривали в ВТО действия, предпринятые индустриальными государствами. Вне данной системы эти страны были бы бессильны в своих действиях против более влиятельных торговых партнеров. 

ВТО – это инструмент мощного лоббирования. Бизнес, неправительственные организации и другие группы лоббистов не участвуют в работе ВТО, за исключением специальных мероприятий, таких как семинары и симпозиумы, и могут оказывать влияние на решения ВТО только через свои правительства. И наоборот, правительство может использовать членство в ВТО для сопротивления лоббированию узких интересов отдельными группами.

Россия в ВТО

В августе 2012 года Россия официально стала 156-м членом организации. В первую очередь, с вступлением России в ВТО российский бизнес получил несколько большую предсказуемость в проведении торговой политики. В результате членства в ВТО отечественный бизнес стал более консолидированным в выходе на мировую арену и получил возможность влиять на пересмотр ряда антидемпинговых мер в некоторых секторах экономики. Однако отношения России и Всемирной торговой организации складываются непросто.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин со своей стороны высказал мнение, что с момента вступления России в ВТО не было зафиксировано каких-либо значительных всплесков в отечественной экономике. По его словам, была надежда, что членство в организации повысит доверие к российской экономике в мире, как к экономике ведущей торговлю по высоким стандартам ВТО. Но эти надежды не оправдались в полной мере, причем не только из-за своих собственных ошибок. А в настоящий момент в связи как с геополитическими, так и внутренними факторами, роль ВТО в российской экономике и вовсе, по словам Шохина, «девальвировалась».

Роль ВТО в настоящий момент во многом свелась к разрешению споров между странами-участницами, хотя еще недавно организация активно определяла правила мировой торговли. По количеству споров в ВТО можно определить основных внешнеэкономических партнеров страны. У России таким партнером является ЕС. Россия и ЕС имеют уже около десятка взаимных исков друг к другу в рамках ВТО. В частности, представители европейской стороны жалуются на российский утилизационный сбор на автомобили, запрет на поставки продуктов и высокие пошлины на ввоз легких коммерческих автомобилей и некоторых других товаров. Российская сторона недовольна результатами европейских антидемпинговых расследований в отношении российских товаров. А также условиями третьего европейского энергопакета, который искусственно ограничивает долю владения собственников местной энергетической инфраструктуры.

Ряд значимых факторов, таких как геополитические противоречия России и Запада, санкции и контрсанкции, значительный отток капитала из страны влияют на характер текущих отношений России и ВТО, осложняя их.

Источник:  По материалам ВТО и Российского союза промышленников и предпринимателей