Международная безопасность

Контроль над вооружениями

Онлайн библиотека книг, статей, докладов, документов

История Договора о нераспространении ядерного оружия

ИСТОРИЯ ДОГОВОРА О НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

С самого начала века атома — и после применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки в 1945 году — стало очевидно, что развитие ядерного потенциала государств могло позволить им переключить технологию и материалы на цели производства оружия. Поэтому проблема предотвращения такого переключения стала одной из центральных тем при обсуждении вопроса об использовании ядерной энергии в мирных целях. Первоначальные усилия, предпринятые в 1946 году с целью создать международную систему, позволяющую всем государствам иметь доступ к ядерной технологии при соблюдении надлежащих гарантий, были прекращены в 1949 году без достижения этой цели, что было обусловлено серьезными политическими разногласиями между крупными державами. К тому времени и Соединенные Штаты Америки и бывший Советский Союз уже испытали ядерное оружие и начали накапливать свои арсеналы.

В декабре 1953 года президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр в своем предложении «Атом на службе мира», представленном на восьмой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, настоятельно призвал создать международную организацию для распространения мирных ядерных технологий и одновременного предотвращения создания ядерного оружейного потенциала в дополнительном числе стран. Его предложение привело к тому, что в 1957 году было создано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которому было поручено выполнять двойную задачу: содействовать развитию ядерной технологии и регулировать ее. Деятельность МАГАТЭ по оказанию технической помощи началась в 1958 году. Временная система гарантий для небольших ядерных реакторов, созданная в 1961 году, была заменена в 1964 году системой, которая охватывала более крупные установки и которая в последующие годы была расширена путем включения в нее дополнительных ядерных объектов (INFCIRC/66 и пересмотренные варианты). В последние годы усилия по укреплению действенности и повышению эффективности системы гарантий МАГАТЭ привели к тому, что в мае 1997 года Совет управляющих МАГАТЭ одобрил Типовой дополнительный протокол (INFCIRC/540).

В рамках Организации Объединенных Наций принцип ядерного нераспространения был затронут в ходе переговоров еще в 1957 году и получил мощный дополнительный импульс в начале 1960-х годов. К середине 1960-х годов было достигнуто четкое понимание в отношении структуры договора, в котором ядерное нераспространение было бы закреплено в качестве нормы международного поведения, а к 1968 году была достигнута окончательная договоренность в отношении договора, который обеспечил бы предотвращение распространения ядерного оружия и развитие сотрудничества в использовании ядерной энергии в мирных целях и способствовал бы цели достижения ядерного разоружения. В статье X Договора было предусмотрено, что через 25 лет после его вступления в силу будет созвана конференция для того, чтобы решить, должен ли Договор продолжать оставаться в силе бессрочно или действие Договора должно быть продлено на дополнительный определенный период или периоды времени. С учетом этого в мае 1995 года на Конференции по рассмотрению и продлению действия ДНЯО государства — участники Договора без голосования постановили, что Договор остается в силе бессрочно и что необходимо по-прежнему каждые пять лет проводить конференции по рассмотрению его действия.

Процесс рассмотрения действия ДНЯО

Конференции по рассмотрению действия Договора проводились с интервалом в пять лет с момента вступления Договора в силу в 1970 году. Участники каждой конференции стремились достичь согласия в отношении заключительной декларации, содержащей оценку хода осуществления положений Договора, и разработать рекомендации относительно мер по дальнейшему укреплению Договора. Консенсус в отношении заключительной декларации был достигнут на обзорных конференциях 1975, 1985, 2000  и 2010 годов, однако его не удалось достичь в 1980, 1990, 1995 и 2005 годах. Разногласия касались, в частности, вопроса о том, в достаточной ли степени государства, обладающие ядерным оружием, выполняют требования статьи VI (ядерное разоружение), а также таких тем, как ядерные испытания, качественное совершенствование ядерного оружия, гарантии безопасности государствам, не обладающим ядерным оружием, со стороны государств, обладающих ядерным оружием, и сотрудничество в области использования ядерной энергии в мирных целях.

Конференция 1995 года по рассмотрению и продлению действия Договора преследовала две цели: провести обзор действия Договора и принять решение относительно продления его действия. Не сумев достичь консенсуса в отношении обзора осуществления Договора, государства-участники без голосования приняли пакет решений. Этот пакет включал в себя решения, касавшиеся a) элементов более эффективного процесса рассмотрения действия Договора, b) принципов и целей ядерного нераспространения и разоружения и c) бессрочного продления действия Договора, а также резолюцию по Ближнему Востоку.

Обзорная конференция 2000 года продемонстрировала прочность нового механизма рассмотрения действия и концепции подотчетности, в отношении которых была достигнута договоренность тогда, когда государства-участники согласились с «постоянным характером Договора» и приняли решение о бессрочном продлении его действия. Впервые за 15 лет государствам-участникам удалось на завершающем этапе обсуждений достичь договоренности относительно заключительного документа, в котором содержалась оценка действия Договора в прошлом, и ряда ключевых вопросов, касающихся ядерного нераспространения и разоружения, ядерной безопасности и использования ядерной энергии в мирных целях.

В этом заключительном документе была подтверждена центральная роль ДНЯО в прилагаемых глобальных усилиях по укреплению режима ядерного нераспространения и разоружения и нашли отражение консенсусные формулировки, достигнутые практически по всем основным аспектам Договора. Кроме того, после слов о том, что Конференция выражает сожаление по поводу испытательных ядерных взрывов, произведенных Индией и Пакистаном в 1998 году, в документ было включено положение, в котором подтверждалось, что любое новое государство будет принято в число участников Договора лишь в качестве государства, не обладающего ядерным оружием, независимо от его ядерного потенциала.

Наиболее важным и умело достигнутым результатом стало включение в документ ряда практических шагов по обеспечению систематических и последовательных усилий по осуществлению статьи VI Договора. Эти шаги представляют собой критерии, позволяющие измерить дальнейший прогресс, достигнутый государствами-участниками. Одним из наиболее часто цитируемых из них является впервые взятое на себя государствами, обладающими ядерным оружием, недвусмысленное обязательство осуществить полную ликвидацию своих ядерных арсеналов, ведущую к ядерному разоружению.

На Обзорной конференции 2005 года не удалось достичь согласия в отношении субстантивного итогового документа, хотя государства-участники смогли провести полезные обсуждения по целому кругу вопросов. Ключевые разногласия, обусловившие этот итог, касались, в частности, вопроса о том, следует ли уделять приоритетное внимание разоружению и нераспространению, и вопроса о статусе прошлых решений и договоренностей, включая те, которые были достигнуты на конференциях 1995  и 2000 годов.

На обзорной конференции 2010 года удалось согласовать план действий, охватывающий все три основных компонента Договора (ядерное разоружение, ядерное нераспространение и использование ядерной энергии в мирных целях), а также достичь договоренности в отношении Ближнего Востока. На этой конференции был принят к сведению субстантивный обзор действия Договора, подготовленный Председателем Конференции под свою ответственность.

Источник:  ООН