Культура и идеология

Политическая психология

Онлайн библиотека книг, статей, докладов, документов

Социализация

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Социализация – процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным ролям, и формирования социальных качеств (знаний, навыков, ценностей); процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются, вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.

Этапы социализации

За свою жизнь индивид проходит несколько этапов социализации.

Первый этап: ранняя (первичная или начальная) социализация, охватывает период детства и юности. Связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

Второй этап: вторичная (продолженная) социализация – это профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей, происходит включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

Третий этап: условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. Характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, т.е. усвоения новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших.

Агенты социализации

Существенную роль в процессе вхождения человека в общественные отношения играют  «агенты социализации». Под ними понимаются институты, группы,  отдельные индивиды, которые оказывают значимое влияние на социализацию.

На каждом этапе жизненного пути существуют свои агенты социализации. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей, ими становятся друзья, воспитатели, другие люди, окружающие ребенка. Кроме этого, в процесс социализации в современном обществе активно включаются средства массовой информации.

Исключительно важным в процессе социализации является возраст от 13 до 18 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важными в этот период являются: изменение роли агентов социализации; изменения в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей; усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих; несовпадение между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом; противоречие между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

Значительную роль в социализации играет образование как социальный институт и как процесс, посредством которых общество передает ценности, навыки и знания новым поколениям, формирует определенную социальную среду, отношение к обществу, государству, стране. Как агент социализации образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценке существующих знаний; способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению.

Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают представление об общественных ценностях, таким образом, осуществляется воспитание будущих граждан. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим.

Роль конфликта в процессе социализации

Социализация происходит не только в комфортной обстановке научения, приобщения к ценностям. Она развивается и во время конфликтных ситуаций. Социальных конфликтов немало, и они очень осложняют жизнь. Чтобы их не было, нужно с детства воспитывать в человеке уважение к другим, культуру поведения, терпимость и бережное отношение ко всему, что его окружает.

Все конфликты можно разделить на несколько видов.

Внутриличностный – столкновение происходит в душе самого человека. В течение жизни у каждого наступает такой момент, когда он задумывается о смысле своей жизни, сопоставляет свои достижения с достижениями других людей, разочаровывается в своих целях и интересах. Нестойкую личность это может надломить, и вся оставшаяся жизнь пойдет без надежд на будущее и стремления изменить что-то в своей жизни. Только тот, кто готов к возникновению внутреннего конфликта, кто верит в свои силы и полон решимости бороться за счастье, выстоит, пересмотрит некоторые свои представления и пойдет дальше.

Межличностный – разногласия возникают между двумя или более членами группы, но при этом главными сторонами являются личности, а не группы людей. Такие ситуации встречаются постоянно: в час пик в общественном транспорте, на работе, даже в самой благополучной семье время от времени случаются столкновения.

Межгрупповой – в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели. Большинство самых опасных конфликтов относятся именно к этой категории: национальные, расовые, религиозные и большая часть производственных. Часто в этом случае большую роль играют групповые лидеры, которые способны как раздуть конфликт до огромных масштабов, так и попытаться урегулировать его.

Конфликт принадлежности – человек входит в две группы, которые конкурируют между собой. Вспомните трагическую историю Ромео и Джульетты. Их семьи враждовали между собой, а двое влюбленных оказались в сложной ситуации. В такое же положение попадает представитель оппозиционной партии, вошедший в правительство, или футболист, играющий против команды своего родного города. Человек в таких конфликтах должен сделать свой выбор, не боясь его последствий и понимая свою ответственность.

Конфликт с внешней средой – неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев. В такое противостояние вступают преступники, революционеры, некоторые представители интеллигенции, отдельные журналисты. В нормальном демократическом обществе каждый имеет право выступить с критикой государственной политики и положения в стране, а недовольные люди могут повлиять на ситуацию в ходе выборов в органы власти. Если же законы не предусматривают открытых путей разрешения конфликта или народ в них разочаровывается, то возникают тайные общества, распространяется запрещенная литература, поднимаются восстания.

Каждый из представленных видов конфликтов имеет свои последствия. И совсем не обязательно, что они окажутся отрицательными. Так, например, люди или группы в ходе конфликта раскрывают свои цели и ожидания, что позволяет остальным, при желании, лучше понимать их; внутри конфликтующих сторон усиливается сплоченность и взаимопонимание, это особенно заметно в периоды потрясений и  войн, когда народ объединяется для отпора врагу во имя общей цели – защиты Родины, несмотря на существовавшие ранее внутренние противоречия и разногласия.

Наконец, в результате конфликта всех его участников часто возникает желание перемен, обновления. Даже неудачные революции и восстания влекли за собой изменение государственной политики, принятие новых законов и принципов управления.

Вместе с тем, никогда не следует забывать о том, что конфликт ведет и к озлоблению, гибели людей, материальному ущербу, потере времени, беспорядку и неустойчивости. В случаях, когда нерешенные проблемы или обиды остаются и после прекращения конфликта, тлеющие угли неприязни могут в любую минуту вспыхнуть вновь. Именно поэтому необходимо предотвращать конфликты на самой ранней стадии их возникновения, осуществляя превентивные меры – действия, направленные на предотвращения конфликтов.

Автор:  Е. Г. Пономарева

Источник:  ЦПМИ\РАПН