Политические культуры
Онлайн библиотека книг, статей, докладов, документов
Политическая культура постсоветской России
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
Каковы очертания политической культуры России постсоветской поры?
Прежде всего, следует отметить резко возросшую неоднородность культуры, ее внутреннюю фрагментарность и даже конфликтность. Политическая культура в значительно большей мере, чем ранее, предстала совокупностью различных субкультур, сформировавшихся по ряду значимых оснований: возраст, этноконфессиональная принадлежность, поселенческая структура, образовательный уровень, политические ориентации и пр. В рамках наиболее значимых из социальных групп сложились существенно отличные модели сознания и поведения - различные паттерны электорального поведения, социальной и политической активности, политических предпочтений, партийной дифференциации: «В России наблюдается сосуществование разнонаправленных тенденций: социетальной дезинтеграции макросреды наряду с социальной интеграцией микросред, сходных с кликами; рассогласование между средовой потребностью граждан и институциональной структурой, формально предназначенной для ее удовлетворения; разрыв между формальными правилами и реальными практиками с учетом этих правил», — отмечают авторы масштабного исследования российских общественных практик.
Другой значимой тенденцией предстает существенная маркетизация немаркетинговых по своей базовой природе норм и институтов, ценностей и благ: рыночные отношения в экономике в значительной мере трансформируют все социальное пространство. Данная тенденция предстала результатом действия таких факторов, как существенная маркетизация экономических отношений и связанные с этим тектонические изменения социальной структуры, сопровождавшиеся возникновением новых профессий и социальных групп; углубление различий укладов и образа жизни различных поселенческих структур; значимыми трансформациями ценностно-нормативных ориентаций и др. Маркетизация экономической сферы —позитивная тенденция, однако маркетизация нерыночных благ способна воспрепятствовать формированию взаимного доверия и социальной солидарности, необходимых любому обществу.
В этом же контексте следует упомянуть эрозию норм социальной справедливости и сплоченности при том, что запрос на эти ценности и нормы в современном отечественном социуме является одним из самых значимых. Конечно, ни в одном социуме не может быть достигнут консенсус относительно социальной справедливости, поскольку последняя относится к числу сущностно оспариваемых категорий, однако в этом отношении российские практики заметно уступают, в частности, европейским.
Социальная сплоченность — принципы и ценности, направленные на обеспечение равного доступа всех граждан к основным социальным и экономическим правам.
«На пути к активной, справедливой и социально сплоченной Европе». Доклад специальной рабочей группы высокого уровня по вопросам социальной сплоченности в XXI веке. Совет Европы, Страсбург, 26.10. 2007.
Разрыв между формальными нормами и реальными практиками — еще одна значимая характеристика современной отечественной политической культуры.
На первый взгляд кажется, что важнейшие качества традиционной отечественной культуры утрачены: коллективизм уступил место воинствующему индивидуализму; на место патернализму пришла опора на собственные силы; примат духовного над материальным представляется полной утопией; прежняя увлеченность планетарными проектами — будь то Третий Рим или построение нового мира — забыты; на смену эсхатологизму пришло увлечение сиюминутными интересами, на смену холизму — пресловутый одномерный экономический человек, а на смену соборности — отторжение солидарности и сострадания.
Однако при более внимательном рассмотрении картина не кажется столь однозначной. Если исходить из того, что базовыми свойствами российской политической культуры является слабость срединного начала и антиномичность, то превращение характеристик культурной традиции в свою противоположность предстает вполне естественным: меняется содержательное наполнение при сохранении прежнего — антиномичного — модуса сознания и поведения.
Так, в ходе осуществления рыночных реформ на исходе ХХ в. проявились такие качества российской интеллигенции, как слабость срединной культуры, стремление осуществить масштабные преобразования «одним махом», склонность к радикализму, неразборчивость в средствах («цель оправдывает средства»). Не случайно зарубежные наблюдатели предложили для определения политического стиля реформ 1990-х гг. термин «рыночный большевизм».
Понимание современной политической культуры было бы неполным без представления о деятельностном компоненте современной политической культуры. Пониманию этого аспекта могут способствовать результаты социологического исследования «Гражданский активизм: новые субъекты общественно-политического действия», проведенного в 2014 г. экспертами Института социологии РАН при поддержке Фонда Институт социально-экономических и политических исследований.
Исследование опровергает представлении о современном российском социуме как о консервативном, апатичном, инертном. Более того, выявленный экспертами тренд показывает постепенное движение от инертности к активизму: в настоящее время «активисты» составляют 37% населения и численно превышают «инертных» (29%). В достижении собственных жизненных целей определенно доминирует ориентация большинства россиян на ценности индивидуализма, нон-конформизма, предприимчивости, внутреннего локус-контроля и т.п.
Анализ социально активных категорий позволяет выделить ряд типологических групп на основании таких критериев, как включенность в политические практики; включенность в неполитические общественные практики; гипотетическая готовность оказать поддержку общественным движениям; варианты сочетания неполитических и политических практик в группе активистов. Полученные группы включают следующие: активисты-ядро (9%) - реализуют одновременно политические и неполитические практики; активисты, «чистые» политики (3%) - участвуют только в политической жизни; активисты, «чистые» общественники (25%) – участвуют только в общественных организациях; сочувствующие (40%) – пока не участвуют, но готовы поддержать общественные организации; отчужденные (23%) - не участвуют, не готовы поддерживать.
Большинство участвующих в политической жизни вовлечены и в неполитическую общественную деятельность, причем самого высокого «градуса» (3 и более видов общественных организаций). Т.о., общественная деятельность предстает своеобразным «входом» в пространство гражданского активизма: с накоплением опыта, расширением числа реализуемых общественных практик, складываются условия для включения граждан и в политические практики.
Активисты рекрутируются из наиболее подвижных, успешных, «продвинутых» социальных групп – молодежи, людей с высоким образовательным и социальным статусом, проживающих в мегаполисах и занятых в интеллектуально-ориентированных сферах (образование, здравоохранение, управление, наука, СМИ). Структура мотивов, побуждающих россиян к гражданскому активизму, с одной стороны, носит рациональный характер - основное место в ней занимают стремление защитить свои права, возможности общения с единомышленниками. С другой стороны, в ней представлены альтруистические в своей основе мотивы, такие как стремление делать мир лучше.
Современный российский гражданский активизм – это удел людей с активным отношением к собственной жизни и собственному будущему, имеющих амбиции в самых разных сферах жизни (особенно в образовании, самореализации, социальных коммуникациях), ориентированных на нон-конформизм, инициативность и предприимчивость, готовность к борьбе за свои права и переменам в жизни.
Исследование показало, что уровень и характер гражданского активизма тесно связаны с характером жизненного целеполагания граждан, с тем, насколько богата палитра их жизненных целей: значительное количество жизненных приоритетов, которые определяет для себя человек, повышает установки на активную гражданскую позицию и участие в гражданских практиках, тогда как непроясненность жизненных приоритетов приводит к отчуждению от общественно-политической жизни в любых ее формах.
Таким образом, полученные в рамках упомянутого и тематически сходных исследований показывает, что активистское ядро в рамках современного общества не только сохраняется, то оказывает заметное влияние на социальное самочувствие и поведения других групп. Активная включенность в гражданские практики связана с высокими показателями социального самочувствия их участников (удовлетворенностью жизнью в целом, материальной обеспеченностью, возможностями профессиональной самореализации, получения образования, открытого выражения политических взглядов). Наиболее сильное влияние, мотивирующее гражданскую активность, оказывает выбор таких жизненных целей как: получение образования, самореализация, доступ к информации и общение в соцсетях, обретение важных знакомств и связей, дружба и общение, желание жить в более справедливом и разумно устроенном обществе. Уровень активизма обусловлен позитивным восприятием и доверием к негосударственным политическим и общественным организациям. При этом доверие (и недоверие) государственным институтам заметного влияния на уровень активизма не оказывает.
Сравнительное изучение отечественной политической культуры предполагает также ее сопоставление с иными культурно-цивилизационными традициями. Современный политико-культурный ландшафт определяют пять мощных духовно-религиозных традиций: восточно-христианская (греко-православная), западно-христианская, конфуцианская, индо-буддистская, исламская. В основе каждой из них — собственные социокультурные архетипы и коды.
Важнейшими характеристиками индо-буддистской цивилизации предстают внутрирелигиозный плюрализм (свойственный индуизму плюрализм типов поведения и духовных практик); космизм; этикоцентризм; высокая оценка возможностей индивида; интеллектуализм. Центральной проблемой мировоззрения индуизма является проблема долга, а атрибутивным свойством политической культуры — ее контрастный, расколотый характер: эта культура сакральна, пластична и многопланова в интерпретации высших целей общества и одновременно консеративно-сословна в понимании социально-классовой структуры общества, что определяет кастовость и иерархичность.
Среди важнейших «несущих конструкций» конфуцианской политико-культурной традиции — этикоцентризм и приверженность этике мирского аскетизма, трудолюбие, бережливость, накопительство, поклонение старшим, патернализм, преданность государству; внутриэтническая солидарность; опора на древность как основание политической традиции; этатизм в продуктивном сочетании с рыночной экономикой; преобладающее влияние вертикальных связей (в противовес горизонтальным); ориентация на преимущественно компромиссные методы разрешения конфликтов. Важнейшим механизмом трансляции конфуцианской политической культуры является гибкость как способность к реинтерпретации традиционных ценностей в духе современности, к перманентному самообновлению, к творческому восприятию и адаптации инокультурных влияний с опорой на национальную традицию. Доминантными ценностями данной политической традиции выступают лояльность, гармония, долг, иерархия.
Политическая культура ислама предстает как универсалистская, обладающая мощным потенциалом надэтнического мышления. Политическая культура ислама сакральна: религия дает мусульманину наиболее энергичные мотивации в области политики, а принцип религиозной теократии обусловливает единство и нераздельность духовной и светской власти главы мусульманской общины. Важными принципами политической традиции ислама являются этатизм; отсутствие аскетизма; демонстрация успеха и могущества; политическая бесскомпромиссность.
Важнейшими ценностно-смысловыми основаниями политической культуры западно-христианской цивилизации являются прагматизм, плюрализм и индивидуализм; всеобъемлющее влияние идеи политической свободы; ориентация на активистский тип политического участия. Это светская и прагматическая политическая культура конвенционального типа. Человек политический в западно-христианской культуре убежден в необходимости организационного и технического переустройства мира и не чужд механистическому редукционизму. Важнейшим основанием этой традиции является недоверие к человеческой природе: политические механизмы западной демократии призваны обеспечить благие результаты независимо от моральных и интеллектуальных качеств индивидуумов. Еще одним важным основанием западно-христианской традиции является приоритет рационального начала: критерий рациональности приоритетен по отношению к иным мотивациям деятельности. Эта установка является основанием инновационной, реформаторской, модернизационной деятельности.
Современная российская политическая культура остается дуалистической и антиномичной, в ее рамках сосуществуют различные, порой полярные ценности, установки и мотивации: сугубый прагматизм, даже утилитаризм уживается с космизмом, приоритет материального соседствует с идеализмом (о котором, правда, современный политик сказал, что «без прагматического заземления, в неохлажденном виде он в повседневном применении ненадежен, а иногда и опасен»), этатизм — с периодическими попытками разрушения государства, а земные пристрастия сочетаются с небесными началами. Заметной чертой массовой политической культуры остается отчетливая персонификация власти, в результате которой важнейшим институтом является личность
Автор: О. В. Гаман-Голутвина
Источник: ЦПМИ\РАПН