Федерализм и регионы

Федерализм и унитаризм

Онлайн библиотека книг, статей, докладов, документов

Федерализм

ФЕДЕРАЛИЗМ

Федерализм – принцип политико-территориального устройства государства; шире – политический принцип организации территории и жизни государства (и общества) на основе общих интересов, добровольного партнерства и договорных конституционных отношений.

Среди имеющихся значений стоит также выделить следующие: федерализм – это принцип или система федерального объединения/союза; система правления, при которой полномочия разделены между центральной властью и властью составляющих политических единиц; а также приверженность такой системе правления. Этимологически происходит от лат. «foedus» – союз, договор.

Эволюция федерализма имеет многовековую историю. В России элементы федерализма стали востребованы на этапе вхождения в ее состав других народов и территорий как на добровольных, так и на принудительных началах. Важно подчеркнуть: «обоснованной, базирующейся на исторических фактах является концепция о формировании Российского государства преимущественно на добровольных началах, а не насильственном захвате» (Л.М. Карапетян).

Идеи федерализма в России развивались на фоне острого противоборства различных точек зрения на государственное устройство. Очередной виток развития они получили в 1917 году в условиях распада Российской империи. В «Декларации прав народов России» (один из первых документов Советской власти, принятый Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 г.) было зафиксировано:

право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;

равноправие и суверенность всех народов;

недопустимость каких-либо национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений;

обеспечение свободного развития национальных меньшинств и этнографических групп, разных языков и культур;

создание добровольного, равноправного союза свободных наций как федерации советских национальных республик.

Практическое формирование федеративных отношений началось в России в конце 1917 года. В процессе создания единого федеративного государства обнаружилась существенная разница в подходах, которая вылилась в известную партийную дискуссию. Победу в ней одержала ленинская концепция федерации.

Принципы добровольного объединения республик в единое союзное государство и принципы равноправия республик были закреплены во всех конституциях СССР – 1924, 1936 и 1977 годов.

В настоящее время, согласно Конституции РФ, «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Ст.1). «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (Ст. 5). Важно, что «во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (Ст. 5).  

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется действующей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (Ст. 11).

К основным полномочиям Российской Федерации, согласно Ст. 71, относятся:

принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

федеративное устройство и территория Российской Федерации;

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

федеральная государственная собственность и управление ею;

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

оборона и безопасность;

определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности, а также федеральное коллизионное право.

 

Ст. 73 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относит:

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

разграничение государственной собственности;

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (Ст. 73 Конституции РФ). 

Автор:  Е.С. Арляпова

Источник:  ЦПМИ\РАПН